logo
didaktika

4. Методы дидактических исследований.

Общая дидактика пользуется целой системой различных методов с целью открытия существенно важных сторон, связанных с предметом ее исследований - с изучением дидактических систем, целей, содержания, процессов, принципов, методов, организационных форм, а также средств обучения.

Систематизация, сравнение и анализ различных аспектов процесса обучения позволяют уточнять наблюдающиеся между ними количественные и качественные зависимости. Благодаря этому в дидактике устанавливаются и описываются объективно существующие устойчивые связи или отношения между признаками и событиями (состояниями вещей, процессами), наблюдающимися в реальном учебном процессе.

В дидактических исследованиях действия, связанные с процессом обучения, и условия, в которых этот процесс протекает, представляют чаще всего так называемую независимую переменную (или независимые переменные), в то время как результаты, к которым они приводят, обычно представляют зависимые переменные.

При изучении дидактических явлений, в результате которых выявляются и затем устанавливаются определенные закономерности, а также нормы педагогической работы, применяют следующие методы: наблюдение, педагогический эксперимент, интервьюирование, анкетирование, анализ педагогических документов, статистический анализ. При этом дидакты широко используют такие средства исследовательской работы, как лист наблюдения, психологические и дидактические тесты, вопросник-интервью, вопросник-анкета, шкала соотношений.

Сущность наблюдения состоит в целенаправленном, планомерном и систематическом наблюдении за дидактическими явлениями и процессами с целью обнаружения сопутствующих им перемен и установления возникающих между ними связей. Наблюдение может быть непосредственным и косвенным. В первом случае мы имеем дело с планомерным сбором фактического материала лицом, непосредственно наблюдающим за данным дидактическим процессом в его естественном развитии. В тех случаях, когда наблюдатель сам принимает участие в этом процессе, например проводит урок, мы говорим об участвующем наблюдении. Косвенное наблюдение базируется на целенаправленном, систематическом исследовании явлений или устойчивых процессов с помощью технических средств, стенограмм, протоколов и т. п.

Условием эффективности метода наблюдения и правильности его применения является четкое определение цели наблюдений, разработка соответствующего листа наблюдений, обеспечивающего планомерный и систематический сбор данных наблюдателем. Важное значение для дидактических исследований имеет также закрепление результатов наблюдений на кино- и магнитофонной ленте, в виде стенограммы и т. п., благодаря чему данный процесс или явление можно многократно повторять и анализировать с разных точек зрения.

В исследованиях, проводимых с помощью наблюдения, наблюдатель не может менять независимую переменную, потому что она выступает независимо от него. В то же время и зависимая, и независимая переменные могут быть с помощью соответствующих процедур оценены.