29. Компьютерное обучение. Принципы построения контрольно-обучающих программ.
B современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:
– объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);
– проблемное (ПбО) ;
– программированное (ПО) и развившееся на его основе компьютерное, или компьютеризованное, обучение (КО).
Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительный машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которой, судя по всему, предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса.
компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т. д.
В развитых странах, где компьютеры в обучении широко применяются уже не одно десятилетие, определились главные направления эффективного использования ЭВМ.
В их числе два важнейших:
1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранному языкам, географии и др.), обеспечение ориентированного на результат процесса;
2) развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т. е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка.
Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.
Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения.
Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает обучаемому состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений. Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом.
Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью. Плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения.
Качество компьютерного обучения обусловливается двумя основными факторами: 1) качеством обучающих программ и 2) качеством вычислительной техники.
И в той, и в другой области сегодня существуют значительные проблемы. Эффективных, хорошо разработанных с учетом закономерностей познавательного процесса обучающих программ пока мало, их составление сопряжено с большими затратами времени и сил специалистов, а поэтому стоимость таких программ очень высока. Постепенно увеличивается и совершенствуется парк учебных ЭВМ, но и в этой области отставание от мирового уровня еще не преодолено.
- 1. Методология теории и практики обучения школьников.
- 2. Характеристика связей современной дидактики с другими отраслями человекознания.
- 3. Задачи дидактических исследований.
- 4. Методы дидактических исследований.
- 5. Педагогический эксперимент в практике обучения школьников.
- 6. Общая характеристика образовательного процесса в современной школе.
- 7. Содержание общего среднего образования.
- 8. Учебные стандарты в школах России.
- 9. Структура процесса обучения и его сущность.
- 10. Закономерности процесса обучения.
- 11. Функции обучения.
- 12. Общая характеристика дидактических принципов и их связь с закономерностями обучения.
- 13. Принцип научности в обучении.
- 14. Принцип активности и сознательности в обучении.
- 15. Принцип доступности и трудности обучения.
- 16. Принцип связи обучения с практикой.
- 17. Принцип наглядности в обучении.
- 18. Принцип прочности обучения.
- 19. Принцип систематичности и последовательности обучения.
- 20. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
- 21. Пути активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
- 22.Особенности организации учебно-познавательной деятельности одаренных обучающихся.
- 23. Характеристика способов задания целей обучения.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального,
- 24. Уровни организации и усвоения учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Творческая работа обучающихся.
- 26. Самостоятельная работа школьников.
- 27. Объяснительно-иллюстративное обучение.
- 28. Проблемное обучение. Учебные проблемы, вопросы и ситуации.
- 29. Компьютерное обучение. Принципы построения контрольно-обучающих программ.
- 30. Учебные программы и пособия, их общедидактическая характеристика.
- 31. Современная классно-урочная система обучения.
- 32. Развивающее обучение, его средства и методы.
- 33. Успешность обучения школьников и способы ее оценивания.
- 34. Понятие технологии обучения и ее характеристика.
- 35. Информационно-поисковая технология обучения.
- 36. Репродуктивная технология обучения.
- 37. Средства обучения и их характеристика.
- 38. Технические средства обучения.
- Классификация технических средств обучения
- Требования к тсо
- Функции тсо
- 39. Урок как основная форма организации учебного процесса. Требования к современному уроку.
- 40. Типы урока. Их сравнительная характеристика.
- 41. Неурочные формы обучения.
- 42. Методы обучения и их связь со средствами обучения.
- 43. Выбор средств и методов обучения. Педагогические требования к их использованию.
- 44. Словесные методы обучения.
- 45. Наглядные методы обучения.
- 46. Практические методы обучения.
- 47. Дидактический анализ современного урока.
- 48. Педагогический контроль качества обучения школьников.
- 49. Пути модернизации содержания общего среднего образования.
- 50. Профильное обучение старшеклассников. Его дидактические основы.
- 51. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.
- 52. Предмет и задачи дидактики. Функции обучения.
- 53. Характеристика основных дидактических понятий.
- 54. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
- 55. Идеи и подходы современной дидактики. Актуальные проблемы практического обновления и развития отечественного образования.
- 56. Законы и закономерности обучения.
- 57. Общедидактические принципы обучения, их характеристика.
- 58. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения. Условия выбора методов обучения.
- 59. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения.
- 60. Общая характеристика форм обучения, их разновидности.
- 61. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 62. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 63. Организация образовательного процесса.
- 64. Образовательная деятельность и ее структура. Внешнее и внутреннее содержание
- 3. Внеурочную воспитательную работу, экспериментальную работу.
- 3.3. Система методической службы в школе
- 3.4. Деятельность психолого-педагогической службы
- 65. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 66. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования.
- 67. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план.
- 68. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- 69. Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образовательные процессы.
- 70. Современные модели организации обучения.