43. Выбор средств и методов обучения. Педагогические требования к их использованию.
Дидактические правила выбора и применения методов, средств обучения
Среди принципов дидактики, имеющих непосредственное отношение к методам и средствам обучения, прежде всего надо назвать принцип наглядности, который, как уже говорилось, еще со времен Я. А. Коменского требует «все передавать через посредство внешних чувств». Вместе с тем уме у классиков педагогики звучали и более широкие требования; «все должно быть рационально распределено между разумом, памятью и языком» (Я. А. Коменский); воздействуй «на сердце, ум и руки» (И. Песталоцци); «заставляй ученика работать руками, языком, головой», «Считайся при выборе метода с природой предмета» (А. Дистервег).
В современной дидактике утвердилось мнение, что универсального метода п средства преподавания нет и не может быть. Нельзя также просто «поровну» сочетать все известные методы и средства обучения. Необходимо осознанно, обоснованно избирать и» оптимальные для денной ситуации обучения сочетания, руководствуясь правилами: |
— Обеспечить соответствие методов (средств) обучения его задачам и специфике содержания учебного материала.
— Учитывать при выборе методов (средств) обучения реальные возможности ученического коллектива и отдельных учеников. — Обеспечивать активное управление и самоуправление процессами усвоения знаний (восприятием, осмысливанием, решением проблем, запоминанием, применением знаний и др.).
— При выборе методов (средств) обучения иметь в виду индивидуальные особенности своего мастерства, его сильные и слабые стороны.
Только последовательное, систематическое применение этих правил в и к совокупности обеспечивает выбор оптимального сочетания методов (средств) обучения, позволяющих наиболее результативно и за отведенное время решать поставленные учебно-воспитательные задачи.
При подготовке к уроку учитель сравнивает возможности разных методов для решения той или иной задачи изучения содержания данной темы и выбирает из ряда возможных тот, благодаря которому поставленная задача решается наиболее успешно. На первом этапе овладения системой дидактических правил целесообразно воспользоваться разработанными в советской дидактике таблицами сравнительной оценки возможностей разных методов для достижения тех или иных целей и задач обучений. Выполнение таких дидактических упражнений позволит затем свободнее осуществлять выбор эффективных методов проведения урока в каждой конкретной педагогической ситуации. При выборе методов обучения, как уже сказано, учитываются реальные учебные возможности учеников данного класса. Например, V класс А отличается по своим возможностям от V класса Б, потому что в период обучения детей в начальной школе с ними работали учителя, разные по уровню мастерства. Чтобы это различие не давало о себе знать в течение ряда лет, необходимо, с одной стороны, учитывать эти особенности, а с другой — принимать меры, ускоряющие развитие учебных возможностей учеников отставшего класса.
Современная дидактика вместо следования формуле Коменского «Все постоянно одним и тем же методом» призывает педагогов к совершенствованию методов, к нахождению оптимального варианта их взаимосвязи и взаимодействия в меняющихся педагогических ситуациях.
Подвергая пересмотру правило И. Песталоцци «Подождать с применением приемов обучения до тех пор, пока природные задатки сами собой разовьются», дидактика переходит к интенсивному формированию реальных учебных возможностей учеников с учетом зоны их ближайшего развития, выявленной, на определенном этапе обучения, вместо тезиса А. Дистервега о том, что следует ориентироваться на сегодняшний день развития, современная дидактика взяла на вооружение берущую начало еще от психолога Выготского идею развивающего влияния обучения и ориентации на завтрашний день детского развития.
Особое значение в современной дидактике имеет правило активного управления и самоуправления психологическими процессами усвоение новых знаний. Практика показывает, что применение методов обучения при забвении этого правила не может дать должных результата», Учителю необходимо активно управлять процессом и сообщения новых знаний, и усвоения их учащимися непосредственно на уроке. Только при таном условии 1 обучение можно назвать оптимальным, эффективным, результативным. Иначе тяжесть усвоения материала перекладывается на плечи учеников, что ведет к их перегрузке, переутомлению !при выполнении домашних заданий, осуществляемом в таких случаях вовсе не рациональным путем, так как не только учебный материал, но и способы учения не полностью усваиваются на уроке.
- 1. Методология теории и практики обучения школьников.
- 2. Характеристика связей современной дидактики с другими отраслями человекознания.
- 3. Задачи дидактических исследований.
- 4. Методы дидактических исследований.
- 5. Педагогический эксперимент в практике обучения школьников.
- 6. Общая характеристика образовательного процесса в современной школе.
- 7. Содержание общего среднего образования.
- 8. Учебные стандарты в школах России.
- 9. Структура процесса обучения и его сущность.
- 10. Закономерности процесса обучения.
- 11. Функции обучения.
- 12. Общая характеристика дидактических принципов и их связь с закономерностями обучения.
- 13. Принцип научности в обучении.
- 14. Принцип активности и сознательности в обучении.
- 15. Принцип доступности и трудности обучения.
- 16. Принцип связи обучения с практикой.
- 17. Принцип наглядности в обучении.
- 18. Принцип прочности обучения.
- 19. Принцип систематичности и последовательности обучения.
- 20. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
- 21. Пути активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
- 22.Особенности организации учебно-познавательной деятельности одаренных обучающихся.
- 23. Характеристика способов задания целей обучения.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального,
- 24. Уровни организации и усвоения учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Творческая работа обучающихся.
- 26. Самостоятельная работа школьников.
- 27. Объяснительно-иллюстративное обучение.
- 28. Проблемное обучение. Учебные проблемы, вопросы и ситуации.
- 29. Компьютерное обучение. Принципы построения контрольно-обучающих программ.
- 30. Учебные программы и пособия, их общедидактическая характеристика.
- 31. Современная классно-урочная система обучения.
- 32. Развивающее обучение, его средства и методы.
- 33. Успешность обучения школьников и способы ее оценивания.
- 34. Понятие технологии обучения и ее характеристика.
- 35. Информационно-поисковая технология обучения.
- 36. Репродуктивная технология обучения.
- 37. Средства обучения и их характеристика.
- 38. Технические средства обучения.
- Классификация технических средств обучения
- Требования к тсо
- Функции тсо
- 39. Урок как основная форма организации учебного процесса. Требования к современному уроку.
- 40. Типы урока. Их сравнительная характеристика.
- 41. Неурочные формы обучения.
- 42. Методы обучения и их связь со средствами обучения.
- 43. Выбор средств и методов обучения. Педагогические требования к их использованию.
- 44. Словесные методы обучения.
- 45. Наглядные методы обучения.
- 46. Практические методы обучения.
- 47. Дидактический анализ современного урока.
- 48. Педагогический контроль качества обучения школьников.
- 49. Пути модернизации содержания общего среднего образования.
- 50. Профильное обучение старшеклассников. Его дидактические основы.
- 51. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.
- 52. Предмет и задачи дидактики. Функции обучения.
- 53. Характеристика основных дидактических понятий.
- 54. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
- 55. Идеи и подходы современной дидактики. Актуальные проблемы практического обновления и развития отечественного образования.
- 56. Законы и закономерности обучения.
- 57. Общедидактические принципы обучения, их характеристика.
- 58. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения. Условия выбора методов обучения.
- 59. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения.
- 60. Общая характеристика форм обучения, их разновидности.
- 61. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 62. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 63. Организация образовательного процесса.
- 64. Образовательная деятельность и ее структура. Внешнее и внутреннее содержание
- 3. Внеурочную воспитательную работу, экспериментальную работу.
- 3.3. Система методической службы в школе
- 3.4. Деятельность психолого-педагогической службы
- 65. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 66. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования.
- 67. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план.
- 68. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- 69. Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образовательные процессы.
- 70. Современные модели организации обучения.