logo
didaktika

3. Задачи дидактических исследований.

Известно, что в ходе каждого сознательно и планомерно организуемого процесса, в том числе и процесса обучения, мы всегда стремимся к достижению определенной цели. Кроме того, этот процесс имеет определенное содержание, для него характерны определенные методы, организационные формы и средства реализации. Именно поэтому анализ и описание этих факторов, как и выявление закономерностей, характерных для процесса обучения, а также определение основанных на них норм поведения, относятся к главным задачам общей дидактики. Некоторые из этих задач дидактика решает самостоятельно, при решении же остальных она пользуется услугами других наук, прежде всего психологии, социологии, логики и философии.

Многие задачи, касающиеся целей, содержания, принципов, методов, организационных форм и средств реализации процесса обучения, решаются также и в пределах частных дидактик. Однако делают они это применительно лишь к отдельным предметам, и поэтому устанавливаемые ими закономерности и правила поведения носят менее общий характер по сравнению с теми, которые выявляются общей дидактикой.

Помимо этого предмет общей дидактики включает анализ и описание дидактических систем, принятых в той или иной стране; в рамках частных дидактик приводятся анализ и описание систем обучения отдельным предметам.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы:

— описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

— разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

Эти задачи, как уже отмечалось, учитываются в определении предмета дидактики: перед нею обучение выступает как объект изучения и объект конструирования. Обучение выступает для исследователя как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики. В результате исследования он получает знания о том, как протекает процесс обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Иными словами, такие знания отражают педагогическую действительность в том виде, как она есть. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что это знания о сущем: о педагогических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях педагогического процесса.

В решении своих задач общая дидактика использует достижения других наук. Пользуясь данными психологии, дидактика, например, учитывает возрастные особенности учащихся, формирует конечные цели обучения в виде характеристик тех качеств, которые должны быть достигнуты в результате обучения: самостоятельность мышления, владение учебными умениями и навыками, креативность и т.д. Из той же науки дидактика заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития и т.п. Возрастная физиология дает понимание механизмов процессов, порождаемых обучением (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), ориентировочных и операционных действий. Философия ориентирует в общих вопросах, дает знание наиболее общих законов развития человека, природы и общества. От того, как исследователь трактует социальные функции человека, зависит, в частности, направление его работы по проектированию содержания образования. Определенные философские представления служат опорой в разработке личностно ориентированного обучения