51. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.
Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.
Термин дидактика происходит от греческого didatikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия».
Наряду с термином «дидактика» в педагогической науке используют термин теория обучения.
Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.
Цели обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Появился интерес к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий его осуществления.
Дидактика, как и педагогика в целом, развивалась исторически, выполняя задачи, которые возникали перед школой на определенных этапах развития человеческого общества. Современная дидактика представляет собой развитую, сформировавшуюся отрасль педагогической .науки, характеризующуюся специфическим предметом и соответствующей ему системой методов, а также новыми, исключительно ответственными задачами, выдвигаемыми перед нею ходом научно-технической революции, развитием экономики и культуры социалистического общества.
Чтобы глубже раскрыть дидактику как теорию образования и обучения молодого поколения, необходимо хотя бы в самом кратком виде рассмотреть важнейшие этапы ее исторического развития.
По мере того как в историческом развитии человечества, происходило обобщение его практического опыта в сфере труда, материальной и духовной жизни и развивались науки и искусства, возникала и укреплялась потребность в создании условий, при которых новые поколения могли бы овладеть накопленным опытом и добытыми знаниями. Эти условия на первых этапах культурного развития человечества созревали крайне медленно, что было обусловлено замедленным темпом эволюции человека в условиях примитивной трудовой деятельности; с большими трудностями формировалась и сама способность человека к учению.
По-видимому, это качество развивалось одновременно со способностью человека изготовлять орудия, т. е. с усложнением его трудовой деятельности.
Развитие наук, рост производства и торговли вызвали непрерывное развитие обучения как особой сферы человеческой деятельности в древнем мире и в средние века и постепенно привели .к тому, что создались условия для возникновения теории обучения. Это произошло в XVII веке, когда Яном Амосом Комен-ским (1592—1670) был создан капитальный труд «Великая дидактика». Значение этого педагога заключается в том, что он впервые выдвинул задачу — «всех учить всему» и дал последовательное изложение принципов и правил обучения детей. Коменский в условиях острой борьбы между сложившейся идеологией феодального общества и новыми идеями в области философии и науки, характерными для XVII века, создал дидактику, которая воплотила в себе передовые идеи и проложила путь практике воспитания и обучения, хотя и не смогла освободиться от влияния религиозной идеологии. В своих педагогических трудах Коменский опирался не только на своих идейных предшественников, но и на труды английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626).
Дидактика Коменского построена на идее природосообразности воспитания (человек есть часть природы и, следовательно, подчиняется ее универсальным законам). Исходя из этого очень смелого для того времени утверждения, Коменский стремился выявить закономерности или, как он называл, основоположения природы, которые, будучи всеобщими, проявляются и в процессе воспитания и обучения человека.
Значение Коменского в истории педагогики заключается в том, что, раскрыв в обучении две стороны, объективную (законы обучения) и субъективную (искусное применение этих законов),— он положил начало теории обучения (дидактики) и искусству преподавания
- 1. Методология теории и практики обучения школьников.
- 2. Характеристика связей современной дидактики с другими отраслями человекознания.
- 3. Задачи дидактических исследований.
- 4. Методы дидактических исследований.
- 5. Педагогический эксперимент в практике обучения школьников.
- 6. Общая характеристика образовательного процесса в современной школе.
- 7. Содержание общего среднего образования.
- 8. Учебные стандарты в школах России.
- 9. Структура процесса обучения и его сущность.
- 10. Закономерности процесса обучения.
- 11. Функции обучения.
- 12. Общая характеристика дидактических принципов и их связь с закономерностями обучения.
- 13. Принцип научности в обучении.
- 14. Принцип активности и сознательности в обучении.
- 15. Принцип доступности и трудности обучения.
- 16. Принцип связи обучения с практикой.
- 17. Принцип наглядности в обучении.
- 18. Принцип прочности обучения.
- 19. Принцип систематичности и последовательности обучения.
- 20. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
- 21. Пути активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
- 22.Особенности организации учебно-познавательной деятельности одаренных обучающихся.
- 23. Характеристика способов задания целей обучения.
- 3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального,
- 24. Уровни организации и усвоения учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Творческая работа обучающихся.
- 26. Самостоятельная работа школьников.
- 27. Объяснительно-иллюстративное обучение.
- 28. Проблемное обучение. Учебные проблемы, вопросы и ситуации.
- 29. Компьютерное обучение. Принципы построения контрольно-обучающих программ.
- 30. Учебные программы и пособия, их общедидактическая характеристика.
- 31. Современная классно-урочная система обучения.
- 32. Развивающее обучение, его средства и методы.
- 33. Успешность обучения школьников и способы ее оценивания.
- 34. Понятие технологии обучения и ее характеристика.
- 35. Информационно-поисковая технология обучения.
- 36. Репродуктивная технология обучения.
- 37. Средства обучения и их характеристика.
- 38. Технические средства обучения.
- Классификация технических средств обучения
- Требования к тсо
- Функции тсо
- 39. Урок как основная форма организации учебного процесса. Требования к современному уроку.
- 40. Типы урока. Их сравнительная характеристика.
- 41. Неурочные формы обучения.
- 42. Методы обучения и их связь со средствами обучения.
- 43. Выбор средств и методов обучения. Педагогические требования к их использованию.
- 44. Словесные методы обучения.
- 45. Наглядные методы обучения.
- 46. Практические методы обучения.
- 47. Дидактический анализ современного урока.
- 48. Педагогический контроль качества обучения школьников.
- 49. Пути модернизации содержания общего среднего образования.
- 50. Профильное обучение старшеклассников. Его дидактические основы.
- 51. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.
- 52. Предмет и задачи дидактики. Функции обучения.
- 53. Характеристика основных дидактических понятий.
- 54. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.
- 55. Идеи и подходы современной дидактики. Актуальные проблемы практического обновления и развития отечественного образования.
- 56. Законы и закономерности обучения.
- 57. Общедидактические принципы обучения, их характеристика.
- 58. Методы и приемы обучения. Классификация методов обучения. Условия выбора методов обучения.
- 59. Классификация средств обучения. Методика применения средств обучения.
- 60. Общая характеристика форм обучения, их разновидности.
- 61. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 62. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 63. Организация образовательного процесса.
- 64. Образовательная деятельность и ее структура. Внешнее и внутреннее содержание
- 3. Внеурочную воспитательную работу, экспериментальную работу.
- 3.3. Система методической службы в школе
- 3.4. Деятельность психолого-педагогической службы
- 65. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 66. Принципы построения содержания образования. Требования к содержанию образования.
- 67. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план.
- 68. Урок как основная форма организации обучения в школе.
- 69. Анализ современных дидактических концепций. Инновационные образовательные процессы.
- 70. Современные модели организации обучения.