Педагогическая справедливость и уважение достоинства личности ученика как основа партнерского взаимодействия.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - понятие морального соз-
нания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в пе-
дагогической деятельности. Понятие «справедливость» включает соотноше-
ние между достоинством всех участников педагогического процесса и их
правами и обязанностями. Педагогическая справедливость побуждает учите-
ля быть объективным, не поддаваться эмоциям и сиюминутным выводам, о
чем В. Соловьев писал: «Общий принцип справедливости требует, чтобы мы
относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим».
Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) полагал, что
чувство справедливости восходит к чувству сострадания. Именно это чувст-
во, по его мнению, удерживает человека от нанесения обид другому лицу, от
эгоизма, равнодушия.
Педагогическая справедливость – это способность учителя быть объективным в отношении к любому ученику, в умении признавать права каждого на уважение его личности. Педагогическая справедливость запрещает делить учеников на «любимчиков» и «нелюбимых». По крайней мере личная симпатия не должна влиять на успеваемость учеников.
праведливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.
- ЁВопросы к зачету по курсу «Профессиональная этика»
- Сущность творческого характера педагогической деятельности.
- Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - обучащийся".
- Педагогическая справедливость и уважение достоинства личности ученика как основа партнерского взаимодействия.
- Решение проблем дистанции в современной педагогике на основе педагогического такта.
- Педагогический авторитет учителя: сущность и его составляющие. Ложный авторитет и его формы (педантизм, резонёрство, мнимая доброта).
- Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» - с коллегами и «по вертикали» - с администрацией.
- Этический кодекс педагога
- Семиотика невербального поведения педагога в аудитории.
- Этикет в профессиональной этике педагога.
- Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.