logo
Voprosy_k_zachetu_Pedagogicheskaya_etika_1

Педагогическая справедливость и уважение достоинства личности ученика как основа партнерского взаимодействия.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - понятие морального соз-

нания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в пе-

дагогической деятельности. Понятие «справедливость» включает соотноше-

ние между достоинством всех участников педагогического процесса и их

правами и обязанностями. Педагогическая справедливость побуждает учите-

ля быть объективным, не поддаваться эмоциям и сиюминутным выводам, о

чем В. Соловьев писал: «Общий принцип справедливости требует, чтобы мы

относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим».

Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) полагал, что

чувство справедливости восходит к чувству сострадания. Именно это чувст-

во, по его мнению, удерживает человека от нанесения обид другому лицу, от

эгоизма, равнодушия.

Педагогическая справедливость – это способность учителя быть объективным в отношении к любому ученику, в умении признавать права каждого на уважение его личности. Педагогическая справедливость запрещает делить учеников на «любимчиков» и «нелюбимых». По крайней мере личная симпатия не должна влиять на успеваемость учеников.

праведливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.