Педагогический авторитет учителя: сущность и его составляющие. Ложный авторитет и его формы (педантизм, резонёрство, мнимая доброта).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ. Основывается на принципе един-
ства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога за-
висит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравст-
венного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Дейст-
вительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, -
указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании
жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспи-
тание». Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты автори-
тетного педагога.
Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать
авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного автори-
тета.
Ложный авторитет основан на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, учителя- воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях учителя не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания.
Авторитет педантизма. У учителя- воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. При чем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряженно.
Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспи-
танников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это
единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педа-
гога воспитанники быстро перестают обращать внимание.
Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих учите-
лей в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепроще-
ние приводят к игнорированию всех указаний учителя, над его просьбами
воспитанники чаще всего посмеиваются.
- ЁВопросы к зачету по курсу «Профессиональная этика»
- Сущность творческого характера педагогической деятельности.
- Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - обучащийся".
- Педагогическая справедливость и уважение достоинства личности ученика как основа партнерского взаимодействия.
- Решение проблем дистанции в современной педагогике на основе педагогического такта.
- Педагогический авторитет учителя: сущность и его составляющие. Ложный авторитет и его формы (педантизм, резонёрство, мнимая доброта).
- Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» - с коллегами и «по вертикали» - с администрацией.
- Этический кодекс педагога
- Семиотика невербального поведения педагога в аудитории.
- Этикет в профессиональной этике педагога.
- Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.