Семиотика невербального поведения педагога в аудитории.
В «языке» жестов автором выделяется два типа жестовых семиотических систем. Первую образуют жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-синалы, которые непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие.
Все жестовые средства коммуникации имеют общественно-историческую природу, их можно разделить на натуральные, конвенционные и дактилологические. Натуральные жесты в норме употребляются в обыденном общении наряду с языком. Элементы их систем усваиваются без специального обучения. Конвенционные жесты относительно независимы от языка, отношение между самим жестом и обозначаемым им содержанием носит условный характер (системы профессиональных жестов, ритуальный «язык» жестов монахов и др.). Овладение этими жестами происходит в результате специального обучения.
Натуральные жесты встречаются в повседневном общении у всех народов. Однако в разных национальных культурах они могут не совпадать, различаться по содержанию. Они усваиваются человеком в онтогенезе, генетически не закреплены, невидоспецифичны и образуют «открытые» системы. Автор, опираясь на результаты своих наблюдений, подчеркивает, что в основе социальных кинетических средств коммуникации лежат врожденные, биологические по своему характеру предпосылки. Они являются знаками по характеру связи с объектом (иконические, изобразительные и символические жесты). Интенциональны и употребляются в общении преднамеренно.
Являются знаками на основании информационного критерия: они выступают репрезентерами не только отображенного, но и не отображенного в них содержания.
Выполняют семантическую функцию.
- ЁВопросы к зачету по курсу «Профессиональная этика»
- Сущность творческого характера педагогической деятельности.
- Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - обучащийся".
- Педагогическая справедливость и уважение достоинства личности ученика как основа партнерского взаимодействия.
- Решение проблем дистанции в современной педагогике на основе педагогического такта.
- Педагогический авторитет учителя: сущность и его составляющие. Ложный авторитет и его формы (педантизм, резонёрство, мнимая доброта).
- Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» - с коллегами и «по вертикали» - с администрацией.
- Этический кодекс педагога
- Семиотика невербального поведения педагога в аудитории.
- Этикет в профессиональной этике педагога.
- Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.