Этикет в профессиональной этике педагога.
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают
на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая
сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы,
уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о
красоте, изяществе форм поведения.
Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в
обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи
свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим по-
нимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувст-
ва, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относит-
ся проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность,
доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через кон-
кретные речевые действия.
правила речевого этикета:
- не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные
слова (молодежный жаргон, сленг), арготизмы. Академик Д.С. Лихачев пи-
сал: «В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит сла-
бость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение
к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют,
что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. Поэтому
сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить
громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен,
что его слово и так весомо»;
- не повторяйте речевые ошибки учащихся;
- следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов,
постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т. д.);
- не используйте в речи «слова-паразиты»: «ну», «так значит», «в об-
щем», «как бы», «типа того» и т. д.;
- следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффек-
тивность усвоения знаний;
- обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно рас-
ставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия инфор-
мации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический
микроклимат в классе;
исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно
влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный
дискомфорт. Вспомним еще раз Д.С. Лихачева: «Учиться хорошей, спокой-
ной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запо-
миная, замечая, читая и изучая... Наша речь - важнейшая часть не только на-
шего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности
не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
-
Имидж и этикетные детерминанты поведения педагогического работника в аудитории и общественных местах.
38.Имидж и поведение педагога
Имидж — это целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании. Имидж — это не только визуальное представление (манера одеваться, жестикуляция и т. д.), но образ мышления человека, поступки, внешний облик, привычки, манеры говорить, менталитет, поступки. Выделяют разные типы имиджа. Воспринимаемый имидж — это тот образ, который отражает то, как видят нас другие. Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. Для данного типа имиджа часто важен внешний образ (тип и форма одежды). Личностный имидж — это образ человека, обусловленный его внутренними и индивидуальными качествами. Профессиональный имидж — образ человека, определяемый его профессиональными характеристиками. Имидж педагога — это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя, возникающий в сознании учащихся, коллег-педагогов, всего социального окружения. Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогические эрудиция, рефлексия, импровизация, общение. Структура имиджа педагога состоит из нескольких составляющих: 1. Сам образ, т. е. целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека, а также то, что впоследствии остается в их памяти, когда человек уходит. 2. Внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т. д. 3. Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы, хобби. 4. Процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества. 5. Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а также его легендой. 6. Профессиональную репутацию педагога: наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации.
В соответствии с Кодексом:
-
педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным;
-
учителю рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;
-
внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
Нарушение профессиональной этики педагогами школы недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка. Ребенок может потерять интерес к учебе, отказаться посещать школу, замкнуться или даже впасть в депрессию.
- ЁВопросы к зачету по курсу «Профессиональная этика»
- Сущность творческого характера педагогической деятельности.
- Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - обучащийся".
- Педагогическая справедливость и уважение достоинства личности ученика как основа партнерского взаимодействия.
- Решение проблем дистанции в современной педагогике на основе педагогического такта.
- Педагогический авторитет учителя: сущность и его составляющие. Ложный авторитет и его формы (педантизм, резонёрство, мнимая доброта).
- Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» - с коллегами и «по вертикали» - с администрацией.
- Этический кодекс педагога
- Семиотика невербального поведения педагога в аудитории.
- Этикет в профессиональной этике педагога.
- Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.