logo
Voprosy_k_zachetu_Pedagogicheskaya_etika_1

Этикет в профессиональной этике педагога.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают

на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая

сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы,

уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о

красоте, изяществе форм поведения.

Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в

обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи

свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим по-

нимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувст-

ва, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относит-

ся проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность,

доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через кон-

кретные речевые действия.

правила речевого этикета:

- не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные

слова (молодежный жаргон, сленг), арготизмы. Академик Д.С. Лихачев пи-

сал: «В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит сла-

бость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение

к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют,

что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. Поэтому

сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить

громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен,

что его слово и так весомо»;

- не повторяйте речевые ошибки учащихся;

- следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов,

постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т. д.);

- не используйте в речи «слова-паразиты»: «ну», «так значит», «в об-

щем», «как бы», «типа того» и т. д.;

- следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффек-

тивность усвоения знаний;

- обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно рас-

ставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия инфор-

мации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический

микроклимат в классе;

исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно

влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный

дискомфорт. Вспомним еще раз Д.С. Лихачева: «Учиться хорошей, спокой-

ной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запо-

миная, замечая, читая и изучая... Наша речь - важнейшая часть не только на-

шего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности

не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

  1. Имидж и этикетные детерминанты поведения педагогического работника в аудитории и общественных местах.

38.Имидж и поведение педагога

Имидж — это целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании. Имидж — это не только визуальное представление (манера одеваться, жестикуляция и т. д.), но образ мышления человека, поступки, внешний облик, привычки, манеры говорить, менталитет, поступки. Выделяют разные типы имиджа. Воспринимаемый имидж — это тот образ, который отражает то, как видят нас другие. Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. Для данного типа имиджа часто важен внешний образ (тип и форма одежды). Личностный имидж — это образ человека, обусловленный его внутренними и индивидуальными качествами. Профессиональный имидж — образ человека, определяемый его профессиональными характеристиками. Имидж педагога — это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя, возникающий в сознании учащихся, коллег-педагогов, всего социального окружения. Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогические эрудиция, рефлексия, импровизация, общение. Структура имиджа педагога состоит из нескольких составляющих: 1.         Сам образ, т. е. целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека, а также то, что впоследствии остается в их памяти, когда человек уходит. 2.         Внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т. д. 3.         Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы, хобби. 4.         Процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества. 5.         Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а также его легендой. 6.         Профессиональную репутацию педагога: наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации.

В соответствии с Кодексом: ​

Нарушение профессиональной этики педагогами школы недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка. Ребенок может потерять интерес к учебе, отказаться посещать школу, замкнуться или даже впасть в депрессию.