Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - обучащийся".
Основополагающими факторами современной школьной реформы провозглашены принципы демократизации и гуманизации. И это естественно. Мы готовим детей к новой жизни, где основной ценностью должна быть человеческая индивидуальность, ее максимальная самореализация. Но для этого и сама личность должна ощущать собственную самоценность, раскрепощенность, свободу. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня многие дети, несмотря на их внешнюю развязность, скованы, зажаты, закомплексованы. Они стесняются, а порой и не умеют выразить свои мысли и чувства, т.е. выразить себя, продемонстрировать свои возможности и способности.
Еще одним проявлением демократизации и гуманизации в условиях школы, способствующим включению в систему педагогической регуляции положительных ориентиров, является разумное сочетание формальных (официальных) и неформальных («человеческих») отношений в общении педагога и учащегося.
По сути дела, это вопрос о дистанции - быть ей или не быть между педагогом и учащимся и если быть, то какой. В старой авторитарной школе - и дореволюционной, и советской - вопрос этот однозначно решался в пользу максимальной дистанции (даже если провозглашалось обратное).
В отношениях педагога и учащихся, в качестве условия реализации принципов демократизации и гуманизации, педагогу очень важно научиться проявлять реальный интерес и знание особенностей учащихся - его «партнеров» и «собеседников». В процессе общения с ними педагог встречается с различными типами их психологической реакции и поведения. Ниже мы приводим классификацию абстрактных типов собеседников — воображаемых психологических моделей, наделенных характерными чертами, имеющими значение для общения с ними. Ваш собеседник — ученик на уроке или в «вольной» беседе (или ваш коллега) может принадлежать к одному из следующих типов.
-
Содержание
- ЁВопросы к зачету по курсу «Профессиональная этика»
- Сущность творческого характера педагогической деятельности.
- Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - обучащийся".
- Педагогическая справедливость и уважение достоинства личности ученика как основа партнерского взаимодействия.
- Решение проблем дистанции в современной педагогике на основе педагогического такта.
- Педагогический авторитет учителя: сущность и его составляющие. Ложный авторитет и его формы (педантизм, резонёрство, мнимая доброта).
- Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» - с коллегами и «по вертикали» - с администрацией.
- Этический кодекс педагога
- Семиотика невербального поведения педагога в аудитории.
- Этикет в профессиональной этике педагога.
- Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.