1.4. Методическая система обучения информатике
В работах [46, 47] отмечается, что методическая система обучения информатике, как и любому другому предмету, представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения (рис. 2).
Методическая система обучения - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников [45, с. 322].
РЕЗУЛЬТАТ
Рис. 3. Методическая система обучения
Н.В. Софронова отмечает, что специфика курса информатики состоит в том, что наличие или отсутствие компьютерного класса и тип ПЭВМ определяют, чему и как учить школьников, т.е. от средств обучения зависят и задачи обучения, а следовательно, и содержание, которое определяет методы и организационные формы проведения уроков [120]. Так, в зависимости от конфигурации компьютеров, имеющихся в школе, других средств и возможностей (например, доступ к Интернет) учитель варьирует содержание образования по информатике в пределах, допустимых стандартами образования.
Характерные черты современной методической системы обучения:
научно обоснованное планирование процесса обучения;
единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки;
высокий уровень трудности и быстрый темп изучения учебного материала;
максимальная активность и достаточная самостоятельность обучающихся;
сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;
насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;
комплексный подход к изучению различных предметов.
С этих позиций и рассматривается в настоящем пособии преподавание информатики. Содержание и взаимосвязи основных компонентов методической системы информатики будет описано в последующих главах.
- 1. Предмет методики преподавания информатики
- 1.2. Методика преподавания информатики как педагогическая наука
- 1.3. История обучения информатике в школе.
- 1.4. Методическая система обучения информатике
- 1.5. Цели и задачи обучения информатике в школе
- 1.6. Педагогические функции курса информатики
- 3. Организация обучения информатике
- 3.2. Формы и методы обучения информатике
- 3.4. Диагностика знаний по информатике
- 3.5. Роль учителя в обучении информатике
- 4. Современный урок информатики
- 4.2. Проектирование обучения информатике
- 4.2.1. Тематическое планирование
- 4.2.2. Поурочное планирование
- 4.3. Анализ и самоанализ урока информатики
- 2. Организация урока
- 4.4. Научная организация труда учителя информатики1
- 5. Кабинет информатики
- 5. 3. Средства обучения информатике
- 5.3.2. Программное обеспечение курса информатики1
- 5.3.3. Информационные средства обучения информатике
- 5.3.4. Внешняя информационная среда в обучении информатике
- 5.3.5. Информационная среда школы
- 6. Внеклассная работа по информатике