5.3.3. Информационные средства обучения информатике
Как отмечается в нормативных документах, помимо компьютерного оборудования и программного обеспечения, кабинет информатики рекомендуется оснащать [51]:
заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ;
комплектом учебно-методической, научно-популярной, справочной литературы.
В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий совокупность информационных средств кабинета информатики представлена как в печатном, так и в электронном виде и включает разнообразные средства:
учебные пособия;
рабочие тетради;
наглядные средства;
задачники, практикумы и т.п.;
дополнительная литература по предмету (в т.ч. газеты и журналы);
учебно-методическая и научно-методическая литература.
В учебниках и учебных пособиях различных типов (хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных и т.п.) находит отражение конкретизация содержания образовательных программ.
Одним из важнейших компонентов преподавания информатики является школьный учебник.
Учебник - книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу.
Учебник выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Учебник является своеобразной комплексной информационной моделью образовательного процесса. Он отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.
Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса (например, последовательно создают мотивацию деятельности учеников, обозначают концепт темы; помогают самоопределиться по отношению к главным проблемам темы, спланировать свою индивидуальную программу по теме; раскрывают основные вопросы темы; позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты).
В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Начиная с 1970-х гг. в стране создаются учебно-методические комплексы — открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, CD-Rom и т.п.
С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету и классу. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников. Предполагается, что с 2005 г. Министерством образования будет рекомендовано всего по 3 комплекта учебников по предмету.
В Таблице 21 представлены действующие учебные пособия по информатике, сгруппированные по этапам преподавания.
Таблица 21 Действующие учебные пособия и комплекты по информатике
Этап преподавания | Локальные курсы | Непрерывные курсы | |||||||
Пропедевтический курс (1-4 кл.) | Матвеева, Челак, Конопатова | Первин ("Информационная культура") | Горячев |
| - | - | - | - | - |
Семенов | |||||||||
Симонович | |||||||||
Вводный курс (5-6 кл.) |
| Макарова | Босова | - | - | - | |||
Базовый курс (7-9 кл.) | Кузнецов, Апатова |
| Угринович | Гейн | Семакин | Шафрин | |||
Профильный курс (10-11 кл.) | Бешенков, Ракитина | ||||||||
Ефимова и др. | |||||||||
Кушниренко | |||||||||
Ляхович | |||||||||
Шауцукова |
Полный перечень учебников и учебно-методических пособий по информатике представлен на веб-сайте Малева В.В. www.vspu.ac.ru/~mvv.
Электронный учебник - это учебник, существующий в форме электронного документа, то есть в виде документа, который хранится в памяти ЭВМ, может быть прочитан только на экране специального устройства отображения информации (монитора) и не может быть обработан иначе как с помощью ЭВМ [19]. Это же определение можно применить и к электронному учебному пособию, причем к учебным пособиям относятся также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы, хрестоматии, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др.
Такой учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD, DVD и др.), а также опубликовано в компьютерной сети.
Обычный печатный учебник легко превращается в электронный путем создания его электронной копии1 . В такой форме может быть представлен любой печатный текст.
Электронные издания учебного назначения имеют ряд положительных отличий и преимуществ перед бумажными изданиями:
компактность хранения (на одном CD могут быть размещены тексты нескольких тысяч книг);
электронные учебники практически вечны, не боятся износа и физического старения;
мобильность, легкость правки и перекомпоновки материала, оперативного внесения изменений и дополнений педагогом (новые данные, задания, материалы других электронных библиотек, книг или сети Интернет), не требующая затрат на переиздание;
возможность применения автоматических процедур корректуры текста и поиска нужного места по заданному шаблону поиска;
возможность с помощью поисковых систем найти нужный учебник в школьной электронной библиотеке (медиатеке), а также быстро отыскать в нем нужную информацию: понятие, закон, имя ученого, параграф;
тиражируемость: при необходимости можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению (с соблюдением авторских прав);
возможность статистической и семантической обработки текста;
возможность размещения учебной информации на веб-сайте или школьном сервере для одновременного доступа к нему всех учеников, а также пересылки по электронной почте;
возможность ограничения доступа конкретных учеников к электронному учебнику или его части, размещенным на веб-сайте для обеспечения индивидуального темпа и траектории обучения;
возможность существования различных версий электронного учебника (для учителя и учеников), версия ученика может дополняться личными работами, работами одноклассников и другими данными, ссылками и т.д., что позволяет создать личную образовательную библиотеку, хранящуюся в компьютере или на CD. Публикация в электронном учебнике создаваемых или отбираемых учащимися материалов, размещение их на доступном для других людей вебсайте существенно повышают ответственность за качество своей информации;
гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную траекторию обучения, однако система навигации должна строиться таким образом, чтобы сохранялась логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов;
возможность работы в режиме самообучения, самоконтроля;
интерактивность и привлекательность учебника за счет включения элементов мультимедиа, анимации, компьютерных игр и т.д.
Создание такой копии может быть запрещено владельцем авторских прав на книгу.
В целом электронный учебник может представлять собой автоматизированную обучающую систему, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, позволяющее комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Необходимо назвать и некоторые недостатки электронных учебников:
печатное издание более удобно для чтения, чем его электронная копия на экране дисплея;
возможная сложность навигации в гипертекстовой структуре, приводящая к «дрейфу цели»;
- при использовании электронного учебника необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования [63].
- 1. Предмет методики преподавания информатики
- 1.2. Методика преподавания информатики как педагогическая наука
- 1.3. История обучения информатике в школе.
- 1.4. Методическая система обучения информатике
- 1.5. Цели и задачи обучения информатике в школе
- 1.6. Педагогические функции курса информатики
- 3. Организация обучения информатике
- 3.2. Формы и методы обучения информатике
- 3.4. Диагностика знаний по информатике
- 3.5. Роль учителя в обучении информатике
- 4. Современный урок информатики
- 4.2. Проектирование обучения информатике
- 4.2.1. Тематическое планирование
- 4.2.2. Поурочное планирование
- 4.3. Анализ и самоанализ урока информатики
- 2. Организация урока
- 4.4. Научная организация труда учителя информатики1
- 5. Кабинет информатики
- 5. 3. Средства обучения информатике
- 5.3.2. Программное обеспечение курса информатики1
- 5.3.3. Информационные средства обучения информатике
- 5.3.4. Внешняя информационная среда в обучении информатике
- 5.3.5. Информационная среда школы
- 6. Внеклассная работа по информатике