4.4. Научная организация труда учителя информатики1
В условиях практически неограниченного доступа к информации, приводящего к изменению методической системы обучения информатике, становится актуальным вопрос о научной организации труда (НОТ) учителя. Современный учитель должен осуществлять методически обоснованную разработку учебных курсов и учебных программ, участвовать в профессиональном сообществе педагогов, обмениваясь опытом, что возможно только на основе современных достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.
Один из методов НОТ учителя информатики — технологизация своей деятельности: организационно-методической, педагогической, исследовательской и т.д.
Картотека учителя
Огромное количество интересных фактов из телепередач и газет, касающихся информатики и ее преподавания, мы, к сожалению, не можем при необходимости восстановить в памяти. Многие учителя собирают интересные материалы, записывая интересные факты, конспектируя книги, собирая вырезки из газет, записывая интересные телепередачи на видео и т.д.
Для эффективного использования накопленной информации традиционно учителя ведут картотеку материалов по своему предмету.
Учитель информатики имеет уникальную возможность автоматизировать свой труд по накоплению информационно-методических материалов.
Во-первых, вместо традиционного конспектирования, выписывания и вырезания учитель информатики может отсканировать необходимые материалы и хранить их в электронном виде, что намного удобнее.
Во-вторых, Интернет предоставляет учителю огромные информационные ресурсы. В сети представлены многие журналы компьютерной тематики, электронные версии книг, ресурсы, посвященные различным разделам информатики и методике преподавания информатики, которые можно скопировать и использовать в практической работе.
В-третьих, многие информационные ресурсы продаются или свободно распространяются на CD, выступают в качестве электронных приложений к печатным изданиям — книгам и журналам.
Однако, как известно каждому владельцу компьютера, наступает момент, когда разобраться в содержимом гибких, жестких и лазерных дисков совершенно не представляется возможным.
А.А. Гин предлагает технологию создания картотеки, однако в нашем случае речь должна идти, вероятно, об организации соответствующих каталогов и записи дисков (CD-R и CD-RW) для систематизации и хранения собранной информации.
Пример такой структуры дерева каталогов приведен на рис. 6. Каталог ARHIV содержит два основных подкаталога: BOOK (электронные версии книг) и INF-SREDA, в котором содержится все необходимое программно-методическое обеспечение для преподавания курса информатики.
Рассмотрим каталог INF-SREDA более подробно. В нем содержатся подкаталоги:
IKT с информацией по использованию информационных и коммуникационных техно логий на уроках информатики и других школьных предметов;
INF(SOD), в котором содержатся учебно-методические материалы по содержательным линиям курса информатики, в том числе ресурсы Интернет;
ORG-MET - материалы по организационно-методической работе учителя информатики: нормативные документы, материалы по эргономике и кабинету информатики;
PS-DID AKT — материалы по технологиям обучения, в том числе поурочные разработки и конспекты уроков;
- TECH(SOFT) - программное обеспечение, используемое в учебной, учебно- методической, организационно-методической и внеклассной работе
и другие.
Дополнительно к этому целесообразно создание базы данных с информацией о содержимом жестких дисков компьютера и компакт-дисков.
Иногда одни и те же ресурсы имеет смысл классифицировать по разным основаниям. Например, одно основание — информатика в начальных классах (ps-didakt), а другое — программное обеспечение для начальных классов, например, Роботландия (tech-soft). В таком случае в каталог информационных ресурсов (в приведенном примере — ARHIV) имеет смысл поместить HTML-файл со ссылками на соответствующие ресурсы. Дублировать информацию не придется.
Рис. 6. Фрагмент дерева каталогов с учебно-методической информацией
Заметим, что существуют программные средства, предназначенные для каталогизации и оптимизации хранения информации.
Подготовка темы
Уже говорилось, что планирование проходит в два этапа — сначала тематическое, затем поурочное. При этом подчеркивалось, что тематический план лучше составлять на полугодие или сразу на весь год.
Поурочное планирование лучше выполнять также крупными блоками, планируя не отдельные уроки, а тему целиком. В этом случае значительно экономится время на подготовку и улучшается ее качество.
Полезно выделять резерв времени (5-10%), который выручает учителя в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал.
Технология планирования
Приготовьте столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Вначале, не вдаваясь в подробности, рассмотрите всю тему целиком и распределите, что и на каком уроке будет изучаться. Фактически все уроки темы планируются сначала не последовательно, а одновременно и параллельно. Вот примерная последовательность действий:
Готовится базовый лист контроля. В выпускном классе вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.
Планируются средства обучения: наглядность, книги, ПО и т. п.
Планируется и прогнозируется деятельность учащихся.
Организация повторения: на каких уроках и в какой форме.
Проектируется контроль: на каких уроках и в какой форме.
В результате тема в целом запланирована, на листах с соответствующими уроками появились записи. Теперь очередь за подробным планированием отдельных уроков.
И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель, например, опробовать какой-то новый прием. Это главный способ профессионального роста.
Конструктор урока
Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные. Первый персональный компьютер был собран из набора деталей.
Аналогично и для урока можно создать конструктор
Известны основные разделы урока (последовательность пока не столь важна): А. Начало урока. Б. Объяснение нового материала. В. Закрепление, тренировка, отработка умений. Г. Повторение. Д. Контроль. Е. Домашнее задание. Ж. Конец урока.
Любой из разделов (блоков) урока может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. Эти приемы1 и будут элементами нашего конструктора.
Пользуясь таблицей «Конструктор урока» (Табл. 14) как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. Например: А2; Б6; В4; Г1; Д6; Д10; Ж4. Что означает: начинаем с игры «Да-нетка»; изучение нового материала проходит по приему «Вопрос к тексту»; закрепление в виде игры-тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой; домашнее задание не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога.
Теперь остается определить время на каждый из элементов, и проект урока готов.
Этап урока | А2 | Б6 | В4 | Д6 | Д9 | Ж4 |
Время урока | 5 | 15 | 10 | 7 | 0 | 3 |
Обобщение опыта
Один из важнейших аспектов деятельности успешного педагога — активная научно-методическая деятельность. В первую очередь, эта деятельность касается обобщения и систематизации собственного опыта, проводимых с разными целями: для аттестации, самореализации и самоутверждения, выполнения научного исследования, проведения педагогического эксперимента и т.д.
Рекомендации по обобщению собственного опыта учителя.
Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующим вопросам.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.
Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и работе коллег. Возьмите тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
Определите форму обобщения (реферат, доклад, статья). Возможны и другие варианты, например, приведите в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, таблицы, программно-методические комплексы, педагогические программные средства и т.д.), сопровождая их краткими разъяснениями.
Составьте краткий план (3-4 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.
Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.
Таблица 14 Конструктор урока
Функцио нальные \ блоки Разделы урока \ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
А. Начало урока | Интеллектуальная разминка или простой опрос | «Да-нетка» | Удивляй! Отсроченная отгадка | Фантастическая добавка | «Светофор» | Щадящий опрос | Идеальный опрос | Взаимоопрос | УМШ (фронтально, со всем классом) | Игра в случайность | Театрализация | Обсуждение выполнения Д/З |
|
Б. Объяснение нового материала | Привлекательная цель | Удивляй! | Фантастическая добавка | Практичность теории | Пресс-конференция | Вопрос к тексту | Лови ошибку! | Доклад | Театрализация | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» | Проблемный диалог |
|
В. Закрепление, тренировка, отработка умений | Лови ошибку! | Пресс-конференция | УМШ | Игра-тренинг | Игра в случайность | «Да-нетка» | Деловая игра «Компетентность» | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» | Тренировочная контрольная работа | Устный программируемый опрос | Взаимоопрос | Щадящий опрос |
Г. Повторение | Своя опора | Повторяем с контролем | Повторяем с расширением | Свои примеры | Опрос-итог | Обсуждаем Д/З | Пересечение тем | Деловая игра «Компетентность» | Деловая игра «Точка зрения» | Деловая игра «НИЛ» | Игра в случайность | «Да-нетка» | Показательный ответ |
Д. Контроль | «Светофор» | Опрос по цепочке | Тихий опрос | Программируемый опрос | Идеальный опрос | Фактологический диктант | Блиц-контрольная | Релейная контрольная работа | Выборочный контроль | Обычная контрольная работа |
|
|
|
Е. Домашнее задание | Задание массивом | Три уровня домашнего задания | Необычная обычность | Особое задание | Идеальное задание | Творчество работает на будущее |
|
|
|
|
|
|
|
Ж. Конец урока | Опрос-итог | Отсроченная отгадка | Роль «психолог» | Роль «подводящий итоги» | Обсуждаем Д/З |
|
|
|
|
|
|
|
|
- 1. Предмет методики преподавания информатики
- 1.2. Методика преподавания информатики как педагогическая наука
- 1.3. История обучения информатике в школе.
- 1.4. Методическая система обучения информатике
- 1.5. Цели и задачи обучения информатике в школе
- 1.6. Педагогические функции курса информатики
- 3. Организация обучения информатике
- 3.2. Формы и методы обучения информатике
- 3.4. Диагностика знаний по информатике
- 3.5. Роль учителя в обучении информатике
- 4. Современный урок информатики
- 4.2. Проектирование обучения информатике
- 4.2.1. Тематическое планирование
- 4.2.2. Поурочное планирование
- 4.3. Анализ и самоанализ урока информатики
- 2. Организация урока
- 4.4. Научная организация труда учителя информатики1
- 5. Кабинет информатики
- 5. 3. Средства обучения информатике
- 5.3.2. Программное обеспечение курса информатики1
- 5.3.3. Информационные средства обучения информатике
- 5.3.4. Внешняя информационная среда в обучении информатике
- 5.3.5. Информационная среда школы
- 6. Внеклассная работа по информатике