logo
Metodika_Obuchenia_Informatike

3.5. Роль учителя в обучении информатике

Активное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности общества затронуло и систему образования. Существует мнение, что для того, чтобы подготовить людей к жизни в информационном обществе, нужно их обучать, ис­пользуя технологии этого нового общества.

Появление компьютера и ИКТ в школе привело к изменению взаимоотношений основ­ных субъектов образования — учителя и ученика. Ученик теперь имеет относительную свобо­ду, то есть может являться инициатором обмена информацией в пределах разработанных пра­вил, оставаясь в рамках необходимого информационного пространства.

В связи с распространением технологий компьютерного обучения, использующих инте­рактивные педагогические средства, которые берут на себя все больше и больше педагогиче­ских функций, среди специалистов возникают дискуссии о возможных изменениях роли и обя­занностей учителя. При этом на уроке в компьютерном классе учитель выступает уже не в роли рассказчика, а становится для своих учеников скорее консультантом и инструктором.

Обучающие компьютерные программы породили еще одну систему «общения» в режиме диалога — «компьютер-ученик». Обучение в интерактивном режиме, при котором обучаемый взаимодействует с компьютером без вмешательства учителя продолжительное время — это и есть принципиально новая форма обучения. Хорошие обучающие программы, несмотря на из­вестные ограничения, обеспечивают индивидуальный подход к обучаемому, но не могут заме­нить человеческого общения.

Появление гипертекстовых технологий, предлагающих учащемуся широкий спектр мар­шрутов обучения, является новым этапом использования компьютера в обучении, в связи с чем наблюдается тенденция перехода от управления познавательной деятельностью обучаемого к самоуправлению познанием.

В современных условиях роль учителя информатики заключается не только в обучении своему предмету, но и во внедрении ИКТ в предметное обучение и помощи преподавателям-предметникам в подготовке и проведении уроков с использованием компьютерной техники. Уроки в компьютерном классе могут быть яркими, интересными, запоминающимися. По мне­нию ряда специалистов, информационные технологии обучения позволяют повысить эффек­тивность занятий и объективность контроля знаний учащихся.

Существующие опасения, что информационные технологии приведут к дегуманизации образования, вряд ли имеют реальную основу, более того: учителя, которые уже проводили уроки в компьютерных классах знают, насколько дети увлекаются работой с компьютером, ка­кой восторг их охватывает при получении требуемых результатов, и основная сложность за­ключается в том, чтобы вовремя закончить такой урок. Бытующие опасения, что техника вы­теснит учителей, также беспочвенны, напротив, информационные технологии не заменят и не обесценят таланта учителей, их творческих способностей.

При работе ученика с компьютером за учителем все равно остается ведущая роль в про­цессе обучения, так как у него больше знаний и опыта — теперь он организатор учебного про­цесса, консультант, эксперт. Учитель вырабатывает правила организации среды общения и обучения, но он уже не единственный инициатор обмена информацией: он может менять мето­дические подходы и формы общения в зависимости от учебной ситуации. Его задача заключа­ется в формировании адекватной среды общения.

Компьютерные технологии создают условия для новых подходов к общению и сотрудни­честву, для которых характерен режим диалога учителя и ученика. Компьютер и педагогиче­ские программные средства помогают учителю совершенствовать стиль работы, принимая на себя многие рутинные функции (тренаж, тестовый контроль и т.п.) и оставляя учителю наибо­лее творческие, истинно человеческие задачи обучения, воспитания и развития. А в таких важ­ных компонентах учебно-воспитательного процесса, как ведение дискуссии, поощрение рассу­ждений, поддержание дисциплины, выбор необходимого уровня детализации при объяснении материала для различных учащихся учитель еще долго (если не всегда) будет делать значи­тельно лучше компьютера. Не говоря уже о том, что компьютер никогда не заменит личностно­го общения учителя с учеником и родителями.

«Равнодействующая всех мнений вполне устойчиво сводится к главному тезису: ведущая роль учителя сохраняется и в условиях компьютерного обучения, а роль компьютера во всех случаях остается в том, чтобы быть надежным и дружественным помощником учителя и уче­ника» [51], методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

Подводя итог, хочется сказать, что центральная роль в компьютеризации учебного про­цесса принадлежит учителю информатики, поэтому он нуждается в постоянной информации о новейших достижениях, в обмене опытом, в улучшении материальной базы преподавания.