logo
Metodika_Obuchenia_Informatike

1.5. Цели и задачи обучения информатике в школе

Основные цели обучения информатике в школе сформулированы в нормативных доку­ментах (Глава 2). Вместе с тем необходимо отметить, что как предмет и содержание курса ин­форматики, так и его цели все еще широко обсуждаются и дискутируются.

Первый проект государственного образовательного стандарта по информатике (1997 г.) отмечает три аспекта общеобразовательной значимости курса и соответственно три направле­ния в обучении информатике:

«- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

В наиболее общем виде цели обучения информатике в общеобразовательной школе из­ложены в программной статье [52; с. 15]:

«1. Формирование основ научного мировоззрения.

В данном случае речь идет прежде всего о формировании представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единст­ве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем раз­личной природы.

2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Здесь имеется в виду умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка

достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организо­вать информационный процесс, оценить информационную безопасность.

3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности.

В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным ви­дам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, ос­воение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важ­ность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в техноло­гическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного госу­дарственного и экономического развития.

4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования».

В утвержденном федеральном компоненте ГОС фактически содержится три стандарта по информатике и ИКТ: для основного общего образования, среднего (полного) общего образова­ния на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профильном уровне; соот­ветственно цели изучения учебной дисциплины сформулированы для каждого из уровней [28, 68].