Структура художественной культуры
1) суперэлитарный (космополитический), или планетарный, формирующийся на транснациональном уровне постоянно мигрирующими профессиональными художниками и творческими коллективами, представляющий собой конгломерат профессионального искусства и массовой культуры;
2) элитарный, развивающийся благодаря деятельности достаточно замкнутой профессиональной национальной группы художников, формирующий определенный слой потребителей и имеющий специфическую среду бытования;
3) массовый, производимый и функционирующий с помощью также достаточно замкнутой группы профессиональных деятелей культуры и искусства и служащий для удовлетворения первичных духовных потребностей различных социальных групп;
4) народный, развивающийся как универсальное национально-этническое образование в производстве, распространении и сохранении которого в той или иной степени задействовано абсолютное большинство населения.
Каждый слой культуры имеет свою структуру, специфические формы, способы бытования, решает круг собственных задач, определяемых его включенностью в конкретную социальную сферу. Одновременно каждый слой культуры не изолирован, тесно связан с другими слоями культуры, имеет множество взаимопроникающих структур, обеспечивающих их взаимодействие. Целостность культуры подразумевает и постоянное "делегирование" различных свойств, черт, элементов, отдельных слоев культуры в образующиеся пограничные сферы.
Вопрос о взаимодействии различных пластов культуры, субкультур маргинальных групп в широком общетеоретическом плане только поставлен наукой, хотя отдельные попытки проанализировать конкретные вопросы такого свойства предпринимались давно. Каждое образование, возникающее в культурном процессе, так или иначе подводит к необходимости определить его место в структуре и морфологии культуры. Тем не менее говорить о наличии серьезных культурологических исследований, определяющих методологические подходы к проблеме, рано. Особая ее острота определилась в последнее время в связи с кардинальной переоценкой отдельных пластов культуры (признание наличия в ней различных образований, их роли в преодолении кризиса общества). (Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М, 1993.)
Выделяя указанные слои в культуре в качестве самостоятельных, необходимо отметить, что в XX в. все более зримо взаимопроникновение этих слоев, обеспечивающее их развитие. Одновременно происходит и достаточно четкое разделение, размежевание и даже противодействие одного слоя культуры другому. Например, массовая культура, понимаемая как система наиболее упрошенных и унифицированных ценностей, распространяемых во всех слоях общества, нивелирует, дискредитирует нравственно-эстетический смысл элитарной и народной культур.
Народная культура не противостоит элитарной художественной культуре, не изолирована от нее, не замкнута на себе самой в поисках решения собственных содержательных, организационных, творческих проблем, хотя в силу присущей ей специфики имеет свои ответы на требования времени. История последнего столетия свидетельствует о все усиливающемся ее взаимодействии с художественной культурой общества. Особенно тонки и подвижны границы их взаимоотношений в XX в. Народная культура продолжает питать своими животворными силами элитарное и массовое искусство, включая прямую трансляцию народных исполнителей в их сферу, и в свою очередь сама немало заимствует от них, ориентируется на их эстетические критерии и технологический процесс.
Элитарная культура не обладает такой общезначимостью и универсальностью, как народная. Элитарная и массовая культуры в своем оригинальном виде остаются в пределах одной или нескольких социальных групп и даже их отдельных представителей. Но как и в народной культуре, отдельные образования массовой культуры (массовая песня, художественное слово и т. д.) способны выходить за рамки своего поля и приобретать универсальный характер. Подобное положение характерно более всего для конца XX в.
Вопрос о взаимодействии народной культуры с другими культурными образованиями как внутри этноса, так и за его границами является весьма актуальным. Важное значение имеет процесс взаимодействия народной культуры с профессиональным искусством. Возрастает на поздних этапах истории значение связи народной культуры со средствами массовой информации, системой образования. Особые отношения складываются у фольклора с профессиональным искусством по мере урбанизации и информатизации общества. При вторжении технических средств она нередко теряет свои родовые свойства, более того, разрушается от их воздействия.
В народной культуре все более утверждает себя индивидуальное начало, что характерно для профессионального искусства. При этом приобретают сложные диалектические отношения индивидуальные и коллективные ценности.
Возникновение элитарной художественной культуры, как известно, связано с потребностью общества в принципиально новом социальном статусе художественной деятельности, с институционализацией искусства как самостоятельной формой сознания. В результате художественная деятельность отделилась, во-первых, от религиозного и сакрального начала, во-вторых, от утилитарного наполнения.
Зарождение профессионального искусства происходит в городской культуре, что объясняется, с одной стороны, иным положением личности в этой культуре, с другой – тем, что город создает основу для подлинно революционных культурных преобразований. Городская среда становится средой разложения и трансформации крестьянской культуры и формирования профессиональной художественной культуры. В основе зарождения специального художественного производства находились интенсивные процессы разделения труда.
Неоднозначность ситуации в том, что в городах традиции народной художественной культуры, народного искусства, фольклоре ни исчезают, а отходят на второй план. Постепенное изменение традиций в народной культуре города не может не воздействовать на формы народного творчества. В народной культуре возникают явления, характерные для профессионального искусства, которые в последующем обусловливают сложные формы их взаимодействия и взаимоотношений. Другими словами, возникновение и распространение профессионального искусства вовсе не упраздняет развитие народного искусства в городе и деревне, а вносит в него существенные изменения.
В народной культуре появляется устойчивая оппозиция по отношению к элитарному искусству, хотя последнее активно использует элементы народного искусства и перерабатывает их. Наблюдается и обратный процесс. Народное искусство ассимилирует опыт профессионального. Более того, появляются смешанные формы, которые можно отнести и к народному, и к профессиональному искусству. В качестве примера можно привести трансформацию авторской поэзии XIX в., в том числе некоторых пушкинских стихотворений в повествования лубочного типа или в народные стихи. Известно также, что слова многих народных песен имеют авторское происхождение ("Коробейники", "Нелюдимо наше море" и др.)1. (Новикова A.M. Русская поэзия XVIII - первой половины XIX века и народная песня. М., 1982; Русские художественные промыслы ХГХ-ХХ веков и город. Социальные основы искусства. М., 1983; Традиции и современность в фольклоре. М-, 1988). Еще более характерные явления стали наблюдаться в декоративно-прикладном искусстве, многие формы которого имеют городское "происхождение", но развиваются как народное бытовое искусство.
Опыт культурного развития нашей страны в XIX-XX вв. дает основание говорить о неразрывности, единстве, процессов развития элитарной и народной культур. Уничтожив элитарную культуру в начале XX в., мы тем самым одновременно обусловили эрозию и затухание народной культуры во всех социальных слоях. В частности, с уничтожением помещичьих усадеб, а затем и деревень как традиционных очагов и хранителей культурного слоя прекратилось естественное воспроизводство народной культуры.
В России первые профессиональные и полупрофессиональные художественные труппы возникали в усадьбах еще в середине XVIII в. Они формировались из наиболее талантливых исполнителей из народа, крепостных, которые первые навыки творчества получали непосредственно в быту, в фольклорной практике. (Гусев В.Е. Русский народный театр XVIII - начала XX в. Л., 1980; Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976; Фольклорный театр народов СССР/Под Ред О.Н.Каидаловой. М., 1985; и др.)
Вопрос о роли дворянской культуры, культуры помещичьих усадеб в сохранении и поддержке народной культуры не нашел достаточного отражения в литературе и требует специального исследования. Произошло это в первую очередь в силу тех идеологических догм, которые существовали в общественных науках, в том числе в фольклористике, в советский период.
Вопрос об отношениях между элитарной и народной культурами имеет конкретно-историческую окраску. Речь идет не только о том, что менялась социальная среда народной культуры: менялись стили и течения в профессиональном искусстве, причем многие длительное время не находили понимания со стороны народной культуры (модернизм, сюрреализм, соцреализм и т. д.) и расценивались как чуждые явления. Каждый исторический период характеризуется определенным типом и уровнем развития культуры как народной, так и элитарной, и от этого меняется характер их взаимоотношений. Особый отсчет начинается с развитием средств массовой коммуникации, в частности с революцией в печатном Деле. С одной стороны, печатный станок способствовал усилению отрыва элитарного искусства от народного и служил основой для бурного развития массовой культуры, с другой стороны - печатное дело изменило и характер развития самой народной культуры.
С момента возникновения печатного станка стихия устной культуры стала вытесняться на периферию. На освобождаемом пространстве стала утверждаться профессионализированная массовая культура, которая взяла многое из народной культуры. Являясь мощным средством фиксации и хранения духовных народных ценностей, печатный станок мог тиражировать ценности отдельных социальных групп и даже отдельной личности, что в принципе противоречило сущности народной культуры, ориентированной на все слои одновременно.
Наиболее сложным вопросом, с которым столкнулись исследователи, был вопрос о статусе и месте народного искусства в структуре культуры, поскольку XIX столетие демонстрировало мощный расцвет, взлет в отечественной культуре элитарного искусства, опирающегося на народные традиции. И оппозиция "народное искусство - элитарное искусство", имеющее место на каждом этапе истории, достигает своего пика, видимо, в XIX в. На других этапах истории эта оппозиция не проявляет с такой силой свою остроту, даже если культура полностью отождествляется с народным искусством, тяготея к растворению в нем.
Скажем, статус народного искусства в начале XVIII в. был достаточно низким, и оно отождествлялось с культурой простонародья. Его низкая оценка объяснялась необычайной дифференциацией общества в эпоху Петра и выделением элиты, ориентирующейся на культуру высших сословий романо-германских стран. Иное отношение к народному искусству характерно для последующего столетия, когда под воздействием деятельности славянофилов и их мировосприятия, а также распространяющихся во всем мире тенденций романтизма возникает переоценка народного искусства и иное к нему отношение. В XX в. в советскую эпоху была сделана попытка уравнять в правах элитарное и народное искусство, стереть между ними разницу.
Таким образом, оппозиция "народное искусство – элитарное искусство" имеет место в каждом обществе, хотя ее смысл неодинаков. Каждый исторический период в эту оппозицию привносит особые акценты. В XIX в. был проявлен необычайный интерес к народному искусству, о котором свидетельствует и большое число публикаций, и начало интенсивного сбора образцов фольклора. Этот интерес не противоречил бурному развитию элитарного искусства, скорее помогал, ибо сложилась уникальная ситуация с массовым потреблением элитарного искусства различными слоями городского населения, а не только интеллигенцией. Музыка М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, П. Чайковского, произведения А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н Некрасова, живопись В. Васнецова, А. Иванова, И. Крамского несли на себе яркую печать русской народной культуры и отражали интерес к ней всех сословий и социальных групп.
Иную картину мы наблюдаем в России в ХХ в. Была выдвинута наиболее гуманистическая (из всех известных до сих пор в мировой культуре) идея приобщения к художественным ценностям всех членов общества и их эстетического развития, но стратегия, средства и тактика для ее реализации государством были определены не верно.
Отказ от признания ценностей традиционной культуры обусловил поиск мер и средств, которые дали бы возможность найти альтернативное решение. Сделать это пытались, в частности, с помощью различных искусственных бюрократических образований. Возникла огромная сеть специальных центров, союзов, обществ, клубов, деятельность которых сосредоточивалась на обеспечении развития самодеятельного творчества. (Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика.: Учебное пособие. М., 1988. С.122.) С помощью специальных мер пытались сделать всех знатоками, ценителями и творцами элитарного искусства, а путем поддержки массового организованного творчества населения, в его любительских упрощенно-профессионализированных формах. Однако предпринимаемые меры не могли обеспечивать главного – наладить самовоспроизводство культуры и преемственность в поддержании народной традиционной культуры. Усилия направлялись на раздельное воспроизводство того или иного слоя культуры или отдельных субкультур, но не обеспечивалось их взаимодействие, горизонтальное и вертикальное соподчинение. Культура не только стала заботой разных ведомств, министерств, но и оказалась разорванной ее целостность как духовной среды обитания человека.
Нечто подобное произошло и внутри самой народной культуры, народного художественного творчества, с которыми проводились различные «эксперименты» по осовремениванию и модернизации, а их развитие выверялось эстетическими критериями профессионального искусства. Сама идея народной художественной культуры оказалась выхолощенной, в ней поменяли местами первичное и вторичное.
Функционирование элитарного искусства сегодня уже не связано лишь с узкими социальными слоями. Многие явления искусства способны моделировать весьма существенные признаки социального функционирования народного искусства и иметь самую широкую аудиторию. XX век с его колоссальными техническими возможностями тиражировать художественные ценности и до предела расширять аудиторию искусства продемонстрировал со всей убедительностью новые тенденции в развитии народной культуры.
В XX в. мы являемся свидетелями того, что противоречие между народным и элитарным искусством, которое было характерным для истории культуры до XX в., может сниматься или нивелироваться. Аудитория народного и элитарного искусства в количественном отношении может быть равной. Более того, она может быть одной и той же. Сближение условий социального функционирования народного и элитарного искусства объясняется обстоятельствами, присущими развитию культуры XX в. В этот период благодаря техническому прогрессу была вызвана к жизни система массовой коммуникации, которая нейтрализует социальную дифференциацию и утверждает явление массовости во всех сферах; том числе в сфере искусства.
В культуре XX в., особенно в отечественной, была сделана попытка устранения всякой социальной дифференциации. Критерию массовости была придана уже не техническая, а социальная характеристика. Поскольку элитарная культура была искусственно устранена из самого общества (во всяком случае, общество так это понимало), то, следовательно, в истории сложилась уникальная ситуация, в которой профессиональное искусство уподоблялось народному. такая ситуация всячески стимулировалась советским государством. Одним из значимых критериев профессионального искусства была названа массовость, которая оказалась заимствованной у эстетики народной культуры.
Проблема массовости искусства начиная с 1920-х годов стала постоянной темой дискуссий в советском искусствоведении. Понятие "массовость" идентифицировалось с понятием «народность». Такое уподобление сохранялось вплоть до 1960-х годов, когда эти понятия стали постепенно «разводить». Критерий массовости был соотнесен с массовой культурой западных стран, и следовательно, получил отрицательный оттенок, а критерий народности по-прежнему трактовался в духе XIX в. но дело не только в теоретических концепциях. С середины XX в. все более сложным и противоречивым становится взаимодействие народного слоя культуры с культурой действительно массовой. Массовая культура долгое время оценивалась в советской литературе (научной и популярной) весьма неоднозначно. Абсолютное большинство ученых видит в ней «сгусток отрицательности» , подлежащий уничтожению. Некоторые же, соглашаясь с этой идеей, рассматривали ее как неизбежные издержки на пути к утверждению общечеловеческих ценностей и демократизации (Обстоятельный список литературы по вопросам массовой культуры приведен в кн.: Шестаков В.П. Мифология XX века. М., 1988.). Это не давало возможности выявить ее подлинную сущность, ограничивало ее восприятие наиболее эпатирующими образцами. Хотя очевидно, что роль массового искусства в жизни урбанизированного и высокотехнологического общества трудно переоценить с точки зрения обеспечения эстетической организации, формирования соответствующей среды обитания человека и т.д.
В последние десятилетия произошла резкая смена отношений к массовой культуре, создающей принципиально новую социокультурную ситуацию в обществе.
Необходимо осознать закономерность пути, по которому развивается цивилизация: ни одно самым идеальным образом организованное современное общество не может ограничиваться традиционными формами культурной деятельности. Образцы и изделия массовой художественной культуры заполнили быт, среду обитания человека. Современные технологии, тиражирующие образцы элитарной культуры, бросили вызов традиционным формам культурной деятельности.
Народная культура, сталкиваясь с реалиями жизни конца XX в., является нередко отчужденной, выталкивается на обочину культурного процесса, уходит из активного бытового обихода. Изделия ремесленников и народных мастеров оказываются не в доме, не в обиходе человека, а на выставках, в сувенирных лавках и магазинах; народные песни, сказки, танцы, обряды стали десертом, визитной карточкой, но не естественной частью жизни. Во многих источниках эти процессы стали оцениваться как последствия негативного воздействия культуры массовой на народную.
Основной смысл подобных концепций сводится к их противопоставлению как несовместимых явлений. Более того, сложилось мнение, что массовое искусство – антипод, враг народного, его разрушитель и ниспровергатель. В этом есть немало правдивого, реально отражающего суть происходящего, но и немало субъективного, неверно трактующего проблему.
Традиционные формы культуры представляются как бы эталонными по сравнению с теми образцами, которые предлагает массовое производство. В этом действительно заключен важнейший смысл поддержки, развития, сохранения традиционной культуры. Но и массовая культура предстает не одномерным и упрощенным явлением. В известном смысле она выступает имитатором определенных форм народной культуры или берет на "вооружение" механизм ее бытования, активно адаптирует элементы, образцы, исполнительские приемы и средства из вековой народной традиции. Включение слоя массовой культуры в другие слои подразумевает их постоянную состыковку, например путем модернизации традиций. Таким образом, сохраняя свои особенности, корневые устои, каждая из культур отражает все более усложняющиеся отношения внутри целостной культуры общества.
Разводя понятия "массовость" и "народность" исследователи XX в. приходили к выводу о том, что произведение искусства может быть народным и в том случае, если оно первоначально может быть понято лишь узкими социальными слоями.
Проявления массовой культуры стали связывать исключительно с последним столетием, а еще точнее, с культурой, создаваемой с помощью средств массовой коммуникации (Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986; Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство. Л., 1976.). Однако сегодня можно говорить об ошибочности такой точки зрения на историю возникновения и сущность массовой культуры. Слабо и недостаточно изученным оказался вопрос о генезисе массовой культуры, в истории которой некоторые исследователи пытаются найти точную дату ее появления (Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.). "Массовая культура зародилась в конце прошлого столетия в результате кризиса культуры классической, - пишет К.Э.Разлогов. - Днем ее рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности" (Разлогов К.Э. Феномен массовой культуры//Кулътура. Традиции. Образование: Ежегодник. М., 1990. С. 134-135.). В результате широким массам населения становится доступным роман - главный вид художественного творчества ХIХ в. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а затем к комиксам.
В 1895 г. был изобретен кинематограф, для понимания которого не требовалось даже элементарной грамотности. Легкая музыка постепенно захватила сцену, радиовещание, телевидение.
На наш взгляд, истоки массовой культуры лежат в процессах десакрализации народной культуры. Первоначальные элементы массовой культуры сложились в народной культуре, утратившей сакральный смысл, и происходило все это уже в культуре городского посада.
В то же время в архаической культуре многое было связано с бытом, досугом и не растворялось в искусстве, ориентированном на ритуальные действия, имеющие коллективный и, следовательно, социальный смысл. Последнее мы можем рассматривать как институциональное явление. Все остальное, не связанное с обрядом, не имело ритуального смысла и предстает сферой неинституционализированной, т. е. сферой досуговой. В этой сфере мы и должны искать элементы массовой культуры.
В XIX, в. архаические обряды все более превращались в игры или веселые маскарады, а их ритуальный смысл уступил место развлекательному. Можно утверждать, что настал принципиально новый этап функционирования народной культуры, в недрах которой сложились новые явления, освобожденные от магических к сакральных функций (Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII.- начала XX в. Л., 1980.).
По мере того как посад из маргинального поселения за чертой княжеского феодального города трансформируется в основное пространство обитания городского населения, культура населения этого маргинального образования из массового по существу явления превращается в универсальное. Она получает гипертрофированное развитие и становится для маргинальных слоев жизненно необходимой. Жители посада, слободы, поселков, занимающих промежуточное положение между архаическими деревнями и городами, стимулировали развитие массовой культуры. Таким образом, ее истоки следует связывать с тем периодом, когда отношения между деревней и городом меняются, и город перестает развиваться в контексте традиционных ценностей, связанных с крестьянством. Город не только оказывается в оппозиции к традиционным ценностям, но и начинает играть в культуре "первую скрипку", вызывать к жизни принципиально новую ценностную культурную систему, отныне определяющую уже и развитие традиционных форм народной культуры. Ставя вопрос о том, когда же этот перелом между городом и деревней произошел, полагаем, что он произошел в Европе в эпоху Возрождения, в России с эпохи Петра I.
С XVII в. народное искусство в городах постепенно приобретает черты массовой культуры. По своей форме, но не по смыслу она предстает нередко как явление народное.
Корни массовой культуры уходят не только в маргинальную культуру городского посада, а также в дворянскую субкультуру, которая, культивируя досуг, вынуждена была отказаться от традиционных ценностей народной культуры и заимствовать те формы массовой культуры, которые уже развивались на Западе. Таким образом, возникающая и утверждающая себя новая массовая культура продолжала эксплуатировать приемы и формы народного искусства, трансформируя его в искусство досуга и развлечения.
Процесс разложения традиционных ценностей, и прежде всего фольклора, вызывался не интересами отдельной личности, элиты, узких социальных групп. Огромные массы людей, для которых фольклорные ценности уже перестают быть единственно значимыми, сакральными, а ценности профессионального искусства недоступны по разным причинам, испытывают потребность в осознании многих социально-психологических проблем, разрешаемых ранее в границах народной культуры, в которой бытовые, прагматические, и эстетические элементы находятся в единстве. Такую задачу берет на себя массовая культура.
Вычленить массовую культуру в истории не столь просто. Кажется, что история массовой культуры развертывается совершенно иначе, чем история народного и профессионального искусства, и никак с ними не связана. Однако история народной культуры с историей массовой культуры связана уже потому, что последняя формировалась в недрах первой и часто функционирует в формах народного искусства. Свобода от религиозного, духовного смысла последнего порождает то, что И. Ильин называет тривиальным искусством (Ильин И. Аксиомы религиозного типа. М., 1993. С. 203.). Но часто в аналогичном состоянии оказывается и элитарная культура, многие образцы которой трудно отделить от массовой, тем более что последнюю создают также профессионалы.
Массовая культура способна функционировать как в формах народного, так и в формах элитарного искусства. Отделить ее от последнего подчас также достаточно трудно, поскольку она блистательно мимикрирует под него. В то же время происходит и трансформация народного искусства в массовую культуру, в частности, путем превалирования в нем развлекательных и досуговых функций. Именно это и наблюдается в современных городах, когда, принимая участие в народных играх и праздниках, обрядах, горожане уже не относятся к ним как к сакральным актам. То же самое можно сказать и о многих фольклорных ансамблях, деятельность которых носит развлекательный характер.
Если для народного искусства характерен комплекс утилитарных, религиозных, магических, ритуальных и обрядовых функций, то для массового искусства остаются реальными лишь необрядовые, рекреационные, развлекательные, соответственно, чисто эстетические и неинституциализированные. Иначе говоря, массовая культура становится исключительно культурой досуга.
В отношениях народной и массовой культур есть еще один нюанс. Открытие массовой культуры и тем более ее научное осмысление произошли намного позднее, чем она в истории появилась. Во многом это можно объяснить и тем, что ее функционирование длительное время осуществлялось в формах народной культуры. Налицо беспрецедентный случай подмены явлений не по названию, а по существу. Изучая народное искусство, фольклор, многие исследователи XVIII в. и особенно XIX в. на самом деле имели дело уже с явлениями массовой культуры, фольклоризмом, изобразительно-прикладным кичем.
Важная причина трансформации ценностей народной культуры в явления массовой культуры заложена в их тиражировании, в отрыве их от конкретной среды, в которой они возникли. В процессе тиражирования ценности народной культуры утрачивают свою суть религиозные, магические черты. Тиражирование, особенно в современных его формах, выхолащивает из народного искусства его наиболее значимые свойства: ритуальность, сакральность, духовность.
Одновременно с начала XX в. в народной культуре можно фиксировать процесс постоянной региональной и географической унификации. До этого периода фольклор северорусских, южнорусских, центральных регионов или Поволжья оставался достаточно замкнутой системой. На народной культуре каждой области России и даже небольшого региона лежала печать этнического своеобразия. Однако мощные процессы урбанизации привели к тому, что К. Леонтьев называл "смесительным упрощением" культуры. Отрываясь от территориальных общностей, народная культура все более космополитизируется, теряет свои региональные характеристики, трансформируется, предстает массовым искусством. Это примета общего процесса планетаризации культуры, интенсивного диалога между разными типами культур.
"Замечать" массовую культуру как специфическую и самостоятельную по отношению к другим культурным образованиям стали на переходном этапе истории, когда маргинальная среда стала расширяться, превращаясь во всеобщее явление. Используя определение X. Ортеги-и-Гассета, можно сказать, что массовую культуру как особый тип культуры вызвал к жизни "человек массы", тип личности, заявивший о себе как хозяин жизни в конце XIX в.
Взаимодействие разных пластов в культуре предполагает наличие в каждом из них промежуточных образований с менее выраженными характерными чертами. В этой поликультурной среде сталкиваются разные слои, явления, образования, структуры, формируя таким образом неустойчивость культуры. Причем происходит состыковка не одного слоя с другим, а сразу несколько слоев образуют пограничные зоны, в которых одновременно протекают многосторонние заимствования. В результате новое образование может нести на себе сразу приметы и черты из элитарной, массовой и народной культур.
Народную культуру нельзя представить вне постоянного развития. Могут быть более и менее интенсивные и плодотворные периоды в этом обновлении, но процесс этот безусловен.
На определенном этапе города перестают ориентироваться только на традиции народной культуры, однако она продолжает развиваться в городах и в поздней истории. В процессе развития в городской культуре наращиваются элементы, отклоняющиеся от ценностей крестьянской культуры. А это значит, что возникает противоречие в отношениях между пластами культуры. Город подхватывает и развивает не только традиции народной культуры, развивающейся на селе, но элементы, развивающиеся в городах, противостоят ценностям крестьянской культуры. В иных случаях эти отношения доходят до антагонизма.
В городах народная культура трансформируется, но не разрушается и не исчезает полностью, не обрывается, а продолжает развиваться. Следовательно, народное искусство продолжает функционировать не в границах одного слоя культуры, а охватывает многие, если не все, культуры. Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости на каждом этапе новой и новейшей истории выделять слой народной культуры, который будет то увеличиваться, то сужаться, захватывая новые социальные группы.
Если мы обратимся к культуре XX в., то обнаружим здесь все типы известных культур: суперэлитарную, элитарную, народную, массовую. Образцы всех культур тиражируются с помощью средств массовой коммуникации исполнительскими коллективами и солистами. Несмотря на интенсивное взаимодействие между этими слоями, необходимо иметь в виду их самостоятельность и самоценность.
Из сказанного очевидно, что типологию слоев культуры можно представить в виде схемы (см. схему 2).
Весьма неоднородным предстает профессиональное искусство. Нуждается в дифференциации и массовая культура. Скажем, ее образцы, тиражируемые рок-группами, образуют одну группу, а народными мастерами – другую. Что касается народной культуры, то здесь тоже можно выделить как наиболее консервативные ее образования – слой традиционной культуры, так и те, которые подверглись воздействию профессионального искусства, например любительское самодеятельное искусство.
При этом, как нам представляется, дифференциация каждого из слоев культуры является неизбежным следствием их функционирования в разных социальных образованиях. Фольклор крестьянской субкультуры будет отличаться от фольклора, функционирующего в городах. Одни формы фольклора могут быть больше ориентированы на сохранение традиций, свойственных отечественной культуре в прошлом, другие – на ассимиляцию ценностей, существующих в других культурах. Разнообразие форм народной художественной культуры дает основание говорить о ее открытости и возможности дифференцированно реагировать на запросы времени.
Не только каждый из пластов культуры сохраняет свою автономность, представлен своими наиболее яркими носителями, творцами этого типа культуры. Наряду с этим, с одной стороны, между ними образуются сложные переходные нестабильные формы, функционирующие в совместно образуемых зонах, а с другой – народная культура сохраняет значение первоосновы, первоистока для всех этих образований. Все слои культуры – элитарной, массовой и даже суперэлитарной, функционирующей в основном в инонациональной космополитической среде, прошли эмбриональную стадию развития в народной культуре, сохраняют в той или иной мере с ней связь, пользуются ее ценностями и художественными возможностями, опираются на них в поисках новых выразительных средств. Не случайно, у таких, на первый взгляд весьма "не народных" явлений, как рок-музыка (в ее течениях – хард-рок, хеви-металл и др.), специалисты обнаруживают связь с фольклором, более того приходят к парадоксальному выводу о том, что рок – фольклор XX в. (Советская музыка. 1986. № 9. С. 53; Советская культура. 1988. 16 августа.).
Можно предположить, что и в будущем появление все новых форм культуры будет так или иначе обязано народной культуре, народному творчеству, ибо не только их прошлое, но и настоящее связано с ними.
Таким образом, народная художественная культура занимает в культуре современного общества исторически принадлежащее ей место, обусловленное присущим ей способом производства, сохранения и распространения духовных ценностей, а также способностью оплодотворять другие слои культуры в их становлении и развитии. Богатство, множественность содержательных и жанровых пограничных образований между культурами – живительный исток их взаимообогащения, появления принципиально новых явлений в культуре в целом и в каждом ее слое в отдельности. Народная художественная культура – полноправный участник современного культурно-исторического процесса, одно из главных действующих лиц российской культуры.
ЛЕКЦИЯ 2
- А. С. Каргин
- Раздел I. Народная художественная культура как предмет изучения
- Народная художественная культура в структуре культуры общества
- Структура художественной культуры
- Структура народной художественной культуры
- Структура современной народной художественной культуры
- Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- Народная художественная культура города
- Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре