Народная художественная культура города
Понятие "городская народная культура" не имеет строгого научного определения, означая широкий спектр духовных, материальных и художественных явлений, находящихся в сложном пере-плетении и взаимодействии. Это понятие указывает на пласт на родной культуры, бытующий и развивающийся в условиях города на некие специфические черты, формы, жанры, присущие этому пласту, а также на границы его распространения среди опрев ленных социальных слоев и групп.
Возникнув на основе общекрестьянской фольклорной традиции в среде первых жителей городского посада, городская народная культура формировалась и развивалась как маргинальное явление, полисоциальное и полиэтническое по характеру, изначально она включала в себя художественные напластования разных групп населения. Мелкие лавочники, торговцы, служилые и мастеровые люди, прислуга, городские крестьяне (люди, сохраняющие традиции деревенской жизни) с момента своего переселения в города постепенно формировали свою собственную эстетическую систему культурных ценностей. В XVII-XVIII вв. городская культура получила импульс развития с появлением новых социальных групп - мещан, интеллигенции, купечества, а затем и рабочего люда. Городская культура формируется в конце XIX — начале XX в. во всем своем разнообразии, со всеми своими сильными и слабыми сторонами.
Историческая стратификация культуры требует рассмотрения культуры прежде всего с точки зрения "периодизации и классификации культуры по историческим стратам" (Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996.).
Таким образом, если функционирование городской народной культуры соотнести с разными фазами истории возникновения разных социальных групп, то мы получим не только дифференцированное представление о ее составляющих в конкретный период, но и картину сложного переплетения и взаимодополнения страт. При этом в ходе исторического движения появляются новые носители городской народной культуры, происходит исчезновение отдельных ее пластов в связи с уходом тех социальных групп, которые являлись носителями этих пластов. С определенного периода развитие и функционирование городской народной культуры идет по своим специфическим законам. Город становится ведущей силой в культурно-историческом процессе, превращается в господствующую силу в развитии народной культуры, вызывая к жизни ее новые формы, в том числе в крестьянской среде.
Начиная со второй половины XX в. фольклорный импульс в основном исходит из городов, а не из деревень. Многочисленные фольклорные записи, осуществленные в последние годы, со всей определенностью говорят о том, что город выступает сегодня движущей силой фольклорного процесса, определяет его наиболее важные тенденции. Город все чаще рассматривается как реаниматор фольклорной жизни этноса в целом, как хранитель, собиратель, популяризатор ценностей фольклора, в том числе крестьянского, как мощный катализатор общественного внимания к традициям (Каргин А.С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочнении//Живая старина. 1995. № 2. С. 21.). Большинство наиболее интенсивно развивающихся сегодня жанров фольклора - это жанры городского фольклора, порожденные городским образом жизни: любовная лирика, романсы частушки, анекдоты, страшилки, альбомные стихи.
Народная культура города сегодня представлена: фольклором неофольклором, бытовым любительским творчеством, художественной самодеятельностью. Каждый из них имеет собственную историческую точку отсчета, свои специфические закономерности функционирования и эстетические каноны. Весьма различны их отношения с архаическим фольклором, а также с народной культурой различных социальных групп.
На определенном этапе истории изменяются ролевые начала в фольклорном процессе между крестьянством, которое становится в первую очередь хранителем архаических форм народного творчества и городскими жителями, значительно быстрее осваивающими новые культурные горизонты. Возникающие в городе художественные образования переходят в крестьянские слои, сохраняясь там гораздо дольше и лучше, чем это может происходить в городах. Эта тенденция имеет более древние корни, чем принято считать, и остается актуальной в новое время.
"Взгляните на занятия сельских людей в XIX веке, - писал выдающийся собиратель фольклора И.П.Сахаров в 1840-е годы в предисловии к "Сказаниям русского народа". - Они одни и те же, какие были в X, ХII и ХVШ вв.: там и здесь земледелие, там и здесь сельская промышленность, там и здесь поверья. Люди, обновлявшие свою жизнь, оставляли понятия и поверья, противные образу их действования; люди, оставшиеся в неизменной жизни, никогда не изменят ни своих понятий, ни своих поверий. Вот отчего в рассказах поселян мы доселе слышим были о старой русской семейной жизни" (Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым/Вступ. Ст., подготовка текста В.П. Аникина. М., 1989. С. 21.).
Можно говорить о том, что с XVII и до начала XX в. в России существовали как бы разные скорости течения деревенской и городской жизни и как следствие разные темпы обновления традиций, обычаев, форм творчества. При этом город не только существенно трансформировал заимствуемые им деревенские традиции, обычаи обряды, но и на их основе динамично вызывал к жизни новые виды народного поэтического, музыкального творчества, ремесел.
В.М.Василенко утверждает, что главными творцами произведений декоративно-прикладного искусства в Древней Руси были ремесленники, составлявшие основную часть городского населения. Известно, что во всех древнерусских городах существовали поселения гончаров, кожемяк, кузнецов и т.д. То, что они делали (cкaжeм, стеклянные бусы и браслеты), коробейники развозили по деревням. Это искусство не могло не влиять на творчество деревенских мастеров. По мнению И.Василенко, литье в каменных формах в деревню пришло из города, правда, утратив здесь сложность и тонкость, свойственные городскому искусству (Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. М., 1977. С. 192.).
Стиль деревенского искусства, имевшего глубокие корни в древности, проявляется, в частности, в плоскостности, двухмерности. Искусство же городских ремесленников тяготеет к объемности и пластичности. В то же время в искусстве городских ремесленников улавливается, как это ни покажется странным, интерес не к реальным образам (что чаще всего присуще деревенским мастерам), а к фантастическим. "Сказочностью веет от всех этих сиринов, птиц, грифонов, львов, кентавров, населяющих разнообразные предметы киевского ювелирного искусства" (Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. С. 246.). Излюбленный у городских ремесленников плетеный орнамент отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов, к нереальности изображений. Звери и птицы на этом орнаменте лишаются правдоподобности, трансформируются в замысловатые орнаменты, становясь их элементом. Художественные образы перегородчатых эмалей предстают как часть огромного сказочного мира, воплощают элементы творческого воображения.
В свою очередь изделия сельских ювелиров-кузнецов тоже проникали на городские рынки и оказывали определенное воздействие не только на деятельность городских ремесленников, но и на сознание городских жителей. В волшебную силу амулетов верили как деревенские девушки и женщины, так и горожане" (Василенко В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. С. 172.).
В процессе трансформации крестьянской культуры в городскую происходят серьезные изменения в отношении к смыслу и сути праздника, смеху, обрядам. Если в крестьянской субкультуре праздник все еще продолжал сохранять сакральный смысл, то в городе сакральность праздника постепенно исчезает. Город разлагает сакральные ценности, заменяя их профанными, в которых утверждает себя "кофигуративная" культура. Праздничный разгул, выступающий в деревне как проявление сакральности, в городе становится просто разгулом.
Обрядовые действия город все больше превращал в увеселения и забавы, терявшие магическую и сакральную сущность. "Городские игра и танец, сочетавшиеся с традиционными забавами, властно входили в быт, вытесняя в новогодних сборищах отжившие, потерявшие смысл и значение элементы обряда" (Чичеров В. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков: Очерки по итории народных верований. М., 1957. С. 184.). Утвердив себя в городе, такие увеселения, уже утратившие магический смысл и связь с заботами земледельца о возрождающейся плодоносной силе земли, возвращались оскопленными в деревню.
Естественно, что не только на первых этапах своего формирования, но и в последующем городская народная культура не была однородной. Явления, попадавшие в художественную сферу города, осмыслялись здесь в соотнесенности как с ценностями традиционного фольклора, так и с профессиональной или печатной культурой. Например, многие сюжеты городского романса заимствовались из традиционного фольклора (народной баллады), и вместе с тем в них оказывались переработанными книжные повествования (Померанцева Э. Баллада и жестокий романс//Русский фольклор. Л., 1974. С. 206.).
Подхватывая традиции архаической культуры, развивая, приспосабливая их, городская культура вызывает к жизни принципиально новую в жанровом отношении художественную систему в фольклоре, в ремесле, в любительском творчестве.
Развитие городской народной культуры связано с трансформацией поэтики традиционного фольклора и поэтики литературы, сложившейся в дворянской субкультуре. Поскольку же в городской народной культуре утверждается и социализируется картина мира, характерная для горожанина, то естественно, что эта культура тяготеет к самостоятельности и к формированию собственной системности. О наличии системности свидетельствует то, что в орбиту этой культуры попадают элементы разных субкультур (мещанской, дворянской, затем рабочей). Они переплавляются в соответствии с присущими горожанам ценностными ориентациями.
В качестве примера можно сослаться на городецкую роспись 2-й половины XIX в. со свойственным ей сюжетным кругом, поражающим красочностью и разнообразием в решении бытовых сцен. Народные мастера здесь демонстрируют ориентацию на городской образ жизни (вроде сюжета с катанием в карете). Песенный репертуар также демонстрирует переделку авторских произведений. Этот процесс исследователи фиксируют уже в XVII в. (Соболев П. Песенники 90-х годов XVIII века//Литература и марксизм. 1928. № 6. С. 88.).
По мере того как в городе утверждают себя мещанские ценности, можно констатировать, что в традиционной культуре в целом (а не только в крестьянской) начинают проявляться, усиливаясь, первые симптомы общего кризиса. Этот процесс начитается в городах ХVIII в., становясь реальностью на протяжении всего петербургского периода русской истории. С этого времени формируются альтернативные образования в городской народной культуре, соприкасающиеся с архаической и элитарной культурами, но обособленные от них и даже им противостоящие.
В сложном художественном процессе тесно взаимодействовали между собой различные национальные традиции, школы, обычаи, обряды, создавая пеструю этническую мозаику строения этом культуры. Но это была одна сторона дела, другая заключалась в том, что город явился местом бурного развития специфическим фольклористических образований, получивших название фольклоризма, а также организованных любительских структур и художественной самодеятельности.
Взятые из фольклорной бытовой практики фольклорные музыкальные инструменты, бытовое пение, фольклорный театр, танец сформировали мощный пласт явлений вторичного, или сценического, фольклора. Начало этому было положено в конце XIX - начале XX в. такими известными деятелями народного искусства, как В.В.Андреев, Н.И.Привалов (народные инструменты. – народный оркестр), М.Е.Пятницкий (народное пение - народный хор), Т.А. Устинова, И.А.Моисеев (народный танец - ансамбль народного танца), К.С.Станиславский, Н. Бунаков (любительский театр).
Этот слой народной культуры не только бурно развивался и стал включать в себя десятки тысяч образований (ансамблей, оркестров, хоров и т.п.), но и вызвал и вызывает весьма неоднозначную оценку как явление народной культуры (Гусев В.Е. Фольклор и социалистичекая культура: К проблеме современного фольклоризма//Современность и фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. С. 7-27.). Эта важная черта в развитии народной культуры России и других стран, т.е. она стала международным явлением. В конце XIX в. французский исследователь П.Себийо ввел специальный термин "фольклоризм" для обозначения нового течения в фольклоре, который стал рассматриваться специалистами как экстракт фольклора, фольклор из вторых рук, вторичные формы фольклора, вторичная экзистенция фольклора и т.п.
Фольклоризм явился, с одной стороны, следствием приспособления, адаптации архаического фольклора к городской культуре, его трансформации в соответствии с канонами этой культуры, сложившихся эстетических предпочтений, наконец, кардинального изменения устоев жизни миллионов людей, потребовавших этнической идентификации особого типа. С другой стороны, фольклоризм — ответ города на все ускоряющийся темп урбанизации, на подмену культуры цивилизацией, на изменение положения человека в истории и во времени. Именно в этом кроется ответ на вопрос о предпосылках возникновения фольклоризма, а не в развитии международного туризма и коммерциализации фольклора. Последнее также следствие урбанизационных процессов и развития средств передвижения и массовой информации.
Явление фольклоризма не примета развития фольклора XIX-XX вв. Его изначальная природа заложена в первых искусственных попытках представить фольклорное явление (пение, музыка, танец, народное действо) зрителю, слушателю, т. е. в отчуждении фольклорного текста от того, чье мировоззрение он отражает. Возможно, что уже княжеский двор Х-ХIII вв. стал первым свидетелем этого отчуждения, инспирировал появление фольклоризма. Город, городской посад катализировали этот процесс, придав ему культурологический и социологический характер. Явление фольклоризма столь же многолико, как и сам фольклор, и понять его сущность возможно лишь увязав с глобальными процессами, происходящими в жизни личности, государства, общества.
Важно подчеркнуть, что фольклоризм, возникнув в городской культуре, постепенно отвоевывал духовное пространство у архаического фольклора и стал характеристикой развития деревенской традиционной культуры, в которой также появились организованные фольклористические структуры.
Город не только явился родоначальником фольклоризма как особого слоя в народной культуре, но и сформировал принципиально новые художественные образования - бытовые компилятивные формы творчества и художественную самодеятельность. Они возникли на стыке "ученой традиции" и бытового музицирования, игры на музыкальных инструментах, драматической игры и представляли собой новый пласт культуры, функционирующий по аналогии с фольклорной традицией. Разница заключалась, во-первых, в том, что передавались образцы этой культуры не устным, а в основном письменным путем; во-вторых, образцами художественной деятельности служили как образцы традиционной, так и элитарной культуры — романсы, игра на музыкальных инструментах, пьесы драматургов, чтение вслух модных романов; в-третьих, носителями этого слоя народной культуры стали выступать рабочие, мещане, интеллигенция, дворянство, студенчество и др. Эта культура появилась и в деревне в среде сельской интеллигенции, разночинцев, приезжавших "просвещать" и облагораживать деревню. Получила она достаточно широкое развитие и в советское время, когда у отдельных кругов сельской интеллигенции сформировалась своя собственная субкультура со своими понятиями о моде, престижности, имидже и т.п. В этом слое культуры налицо все приметы ее "городского" происхождения: индивидуализация, опора на специальную учебу, камерность, следования моде, замкнутость, ограничение публики кругом особых ценителем данного искусства.
Нельзя не сказать еще об одном слое народной культуры, истом которого также находится в городе. Речь идет о художественной самодеятельности как особом типе социально организованной культурно-творческой деятельности. Это тип народной культуры ближе всех примыкает к элитарной культуре по своим эстетическим и организационным принципам, способу отражения действительности, специальному статусу ее носителей.
Художественная самодеятельность как массовое явление возникла в конце XIX в. в виде первых организованных любительских хоров, оркестров, театров. Они были ориентированы на сложившиеся к тому времени профессиональные художественные коллективы — театры, хоры, ансамбли, оркестры и взяли за основу природу их развития (Каргин А.С. Народное художественное творчество. Формы. Свойства. Структура. М., 1990.).
В советское время этот вид любительской практики получил статус наибольшего благоприятствования и стал приметой сельской культуры (Более подробно о каждом из слоев народной культуры см. специальную лекцию во II разделе.).
Несмотря на наличие в городской культуре разных образований, о ней можно говорить как о некой целостности. Переставая функционировать как универсальное образование архаического типа, традиционная художественная культура продолжает свое развитие в городе порой в виде ее элементов, новообразований, трансформаций. Формируется и иное понимание традиционности народной культуры, которая уже может связываться не с типом культуры (крестьянской), а с определенными ее характеристиками, принадлежностью к определенной группе носителей. Традиционная культура формируется в среде рабочих, интеллигенции, мещан и других социальных групп (см. схему 5).
Исследователи народной культуры в той или иной степени касались вопроса, о том, с какого времени она перестает выражать мировосприятие всех представителей этноса и когда происходит ее дифференциация по социальным и культурным параметрам. С точки зрения С.Рождественской, дифференциация в культуре происходит в конце XVII - начале XVIII в., т.е. с эпохи Петра I. Резкое разграничение культуры народных масс и господствующего класса наблюдается с этого времени (Рождественская С. Русская народная художественная традиция в современном обществе. С. 134.) Очевидно, эпоха Петра I катализировала эти процессы, но, по нашему мнению, развернулись они несколько позднее, в конце XVIII — первой половине XIX в. Так или иначе, но в истории можно выделить такой этап, на котором происходит социальная и культурная дифференциация, зарождается культурный плюрализм, усложнивший строение культуры.
Динамичное расслоение населения, бурное развитие городов в эпоху Петра I, насаждение прозападных духовных ценностей и традиций - это второй по мощности после христианизации удар, нанесенный государством по народной культуре Руси, ее национальным и этническим традициям.
Удар этот вызвал еще большее развитие, усиление городской культурной традиции. В городах получили бурное развитие ремесла (резьба по дереву, кости, чеканка, роспись по дереву и металлу, ткачество, вышивка и др.), которые были необходимы при строительстве усадеб, дворцов, музеев, общественных зданий, жилых домов.
Формированию городской культуры сопутствует трансформация архаических форм традиционной народной культуры в деревне. Некоторые исследователи, имея в виду эту трансформацию, высказывали мысль об исчезновении традиционной народной культуры в целом.
Так, В. Михневич в конце XIX в. писал, что по мере развития цивилизации в народе изменяются самобытная психология и быт, забываются предания, портится язык, исчезает поэтическая старина. Святочные обряды исчезают уже не только из быта дворянина, но и городского мещанина. "Образованный" простолюдин-горожанин, нарядившись в "спинжак" и "пальто" немецкого фасона, уснастив свой словарь книжными выражениями и словечками, научившись чувствительным романсам и веселым куплетам, уже смотрит свысока на "деревенщину", высмеивает его зипун и лапти, не принимает простоты обычаев и нравов деревенского жителя и иронизирует над "мужицкой" песней.
В городе вчерашний крестьянин поет уже "фабричные" песни, презирая "мужицкие". Фабричное производство ведет к упразднению земледельческого быта и мышления. "Несмотря на то что "фабричный" крестьянин уже существует в городе, несмотря на поверхностный налет его "образованности", он связан с трактиром и кабаком. Хороводы становятся все реже и скучнее, даже песни с их чудесными мотивами начинают вырождаться и переходить в совершенно не музыкальное кричанье" (Михневич В. Извращение народного песнетворчества//Исторический вестник. Т. 3. 1880. С. 755.).
Появляются и развиваются традиции городского образа жизни в крестьянской среде. В деревнях танцуют французскую кадриль, падеспань, тустеп, носят городскую одежду. На посиделках крестьянскую девушку трудно отличить от городской мещанки. Новое поколение скидывает со своих плеч не только дедовские зипуны и сибирки, но и традиционные нравственные ценности.
По сути дела, процесс отрыва от почвы крестьянской культуры, характерный ранее для узкого круга дворян, затем купечества и интеллигенции, принимает все более массовый и уродливый характер. "Все эти сюртуки, жилетки, "панье" и т.п. предметы гардеробной и домашней рухляди, скроенной и сшитой по моде, на "немецкий" фасон, вносятся в крестьянский быт наряду с массой новых, без разбору схваченных на городской улице, большею частью непонятных или понятых вкривь и вкось идей, понятий, слов, привычек, манер и предрассудков из сферы интеллигентной жизни" (Михневич В. Извращение народного песнетворчества//Исторический вестник. Т. 3. 1880. С. 756.).
Но если отпочковывание дворянской, а затем и купеческой субкультур от крестьянской культуры носило эволюционный и более длительный характер, в процессе которого оставались незыблемыми лучшие нравственные и эстетические национальные ценности, то бурное формирование рабочей и мещанской субкультур стало стремительно разъедать архаический фольклор, традиционные нравственные и эстетические ценности. Нарождается упрощенная "сюртучно-трактирная" субкультура с ее искусственностью и вычурностью. В новой, городской поэзии те же персонажи, что и в народной песне, - удалой молодец и красная девица. Но их имидж и идеалы резко изменились. "Добрый молодец" разгуливает по городской улице в "сюртуке бархатном", "жилете розовом", "галстуке шелковом", а в руке у него - "платок батистовый". Новый франт и щеголь "манерно ступает", а вкусы у него деликатные и изысканные. Этот накрахмаленный Адонис часто задерживается перед "зеркалом xpyстальным". Он фланирует по Невскому "пришпехту", катается в карете. Что касается "красной девицы", то она тоже превратилась в щеголиху, и "походка у нее стала "дворянская" и "речи деликатные", а ведет она "вольготную" светскую жизнь на господскую ногу. Между этими героями завязывается роман в бульварном вкусе: несчастная, "жестокая" любовь, сердечная измена, отвергнутое чувство.
В городской народной культуре все чаще не труд, не общинные и семейные ценности, а трактир и кабак подаются как источник наивысших услад и развлечений. Идеалы распутства, разгула, пьянства свидетельствуют о их возведении в рам "официальных" народных ценностей.
Я в Москве теперь живу,
В Москве живу, поживаю,
Красных девушек не забываю
И в трактир с ними хожу.(Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия Вып. 11 Часть 1. М., 1917. С. 113.)
Идеалы крестьянина, порвавшего с дедовской стариной и примкнувшего к промышленному движению, делают его маргиналом. "Полная разнузданность разжигаемая алчностью к легкой наживе, к щегольству и к трактирно-пьяным усладам, а взамен - никаких нравственных сдержек, никаких истинно цивилизующих понятий и привычек гражданственности в жизни частной и общинной - вот в каких чертах складывается характер простолюдина под влиянием "промышленного движения" и городской "образованности" (Михневич В. Изврашение народного песнетворчества с. 767.).
Вчерашний крестьянин, развлекающийся в городе, становится в оппозицию к своей собственной традиционной культуре, но не может освоить и мещанскую субкультуру. "У городского простолюдина и так называемого "фабричного крестьянина" не только не является никакой протестующей критики, никаких моральных сдержек против засасывающей его смрадной тины городского распутства, разгула и суетности: но он видит в них как бы верх блаженства и житейской удачи, выше которые ничего не остается желать" (Михневич В. Изврашение народного песнетворчества с. 772.). Это мироощущение выражается в значительной части рабочего фольклора, в котором бахвалятся уже не только фасонистыми жилетками и "французскими" рубашками, но и объемом выпитого вина, пьяным разгулом в трактире до поздней ночи:
Во полночь деньги гремят, в кабак идти велят.
Целовальник молодой, отпирай давай кабак,
Пущай девок и ребят, наливай чару полней,
Наших девок не жалей, только сам, дурак, не пей.
Безусловно, в складывающейся городской народной культуре не только эти идеи находили отражение, в том числе и на первых порах ее истории. Многие подлинные нравственные ценности, заложенные в крестьянском фольклоре, получали свое развитие. 'Трудолюбие, любовь, почитание идеалов красоты, высокой духовности сохранились в городском творчестве. Частушка, возникнув в городе, стала подлинным обличителем бюрократии, лености, скудоумия, бесхозяйственности и т.п. Любовная лирика, романсы, альбомные стихи, сатирические и революционные песни рабочих, анекдоты, предания, мемораты опираются на общенациональные традиции и несут в себе лучшие черты нравственности, культурного мышления и самосознания, утверждаемые прежним крестьянским фольклором (Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII века. М., 1958; Алексеева О.Б. Устная поэзия русских рабочих: Дореволюционный период. Л., 1988; Фольклор Урала. Свердловск. 1980; и др.). И тем не менее сложилось устойчивое мнение, что, во-первых, подлинная народная культура творится лишь крестьянством, во-вторых, городской фольклор не отвечает национальным традициям как малохудожественное явление. Город выступает в лучшем случае якобы эпигоном крестьянской фольклорной традиции, в худшем — ее разрушителем и оппонентом.
Т.В.Зуева и Б.П.Кирдан указывают на "менее высокий художественный уровень позднетрадиционного фольклора по сравнению с фольклором классическим — культурой богатой, развитой, многовековой, порожденной феодальным бытом и патриархальным мировоззрением" (Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Программа для педагогических вузов. М., 1996. С. 65.). Если учесть, что позднетрадиционный фольклор - это в массе своей фольклор, имеющий прямое отношение к городу, то его оценка носит вполне определенный характер.
В чем причины односторонней оценки городской народной культуры, прозвучавшей уже во второй половине XIX в. и сохранившейся до сих пор?
Причин и объяснений этому несколько.
Во-первых, разрушение патриархального уклада и резкий уход с исторической авансцены крестьянства с его богатыми традициями. Это воспринималось как гибель традиций и культуры вообще. Тем более, что равноценной замены не обнаруживалось. Нарождающаяся новая народная эстетика фольклорного творчества, ориентированная на крестьянские формы его существования, оставалась вне поля интересов специалистов. Как указывает Б.Н.Путилов, оценка многих исследователей современного фольклора выражает их нежелание и неспособность понять его природу, и это обусловило то обстоятельство, что он "остался для нашей науки за семью печатями" (Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С. 10.).
Во-вторых, многие яркие, броские, вычурные образцы городской культуры и утверждаемые ими нравственные идеалы действительно противопоставлялись миру архаических ценностей, проигрывали им, создавали иллюзию всеобщей утраты, разрушения, игнорирования. Причем в силу своей упрощенности они переносились мигрирующими маргиналами в деревню и в маленькие го-рода и принимали всеобщий характер. Казалось, что половодье хамства, эпигонства, агрессивности, нравственной всеядности заполнило народную жизнь.
В-третьих, собиратели старины, фольклористы, этнографы - современники бурного развития городов и фабрично-заводского образа жизни — увидели в них не объективную поступь цивилизации (со всеми ее негативными последствиями), а путь утраты российской самобытности. Для большинства исследователей XIX в. "была характерна противоречивая, часто отрицательная оценка рабочего фольклора как деградации крестьянского фольклора" (Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск, 1993. С. 394.).
В 20-е годы П.Соболев констатирует, что фольклористы пребывают под гипнозом исчезающего сарафана и расшитого крестьянского полотенца (Соболев П. Новые задачи в изучении фольклора//Революция и культура. 1929. № 1. С. 41.). Он имел в виду, что исследователи сводили фольклор лишь к его традиционным, устойчивым формам, связанным с деревенской субкультурой, с крестьянским сословием. Все остальное в большинстве случаев выводилось за рамки этого явления. П.Соболев справедливо обращал внимание на то, что фабричный гудок, свист приводных ремней и несмолкаемый шум жизни в городе и на фабрике изменяют образ жизни. И это не может не отражаться на творчестве, на традициях, на образе жизни. Значит, необходимы новые подходы, новые критерии в оценке городской народной культуры.
Соотнесение нравственного и эстетического потенциала рабочего и крестьянского фольклора рождает ощущение их полной разнополюсности, противоположности, что приводило и до сих пор приводит многих исследователей к полному отрицанию одного и всяческому возвеличиванию другого.
Начиная с П.Киреевского нарастают сетования по поводу исчезновения деревенской жизни, поэзии, проникновения в деревню ''новомодной пошлости" в виде фабрично-городской песни (Соболев П. Песенники 90-х годов XIX века//Литература и марксизм. 1928, № 6. С. 86.). Сетуют на разложение и сужение ареала бытования фольклора, его вымирание (Гусев В. Жив ли фольклор//Живая старина. 1995. № 2. С. 11.). Навязывается представление о фольклоре как вечно умирающем явлении. "Живая региональная фольклорная культура переживает состояние распада и угасания" (Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С. 150.), - утверждает Б.Н.Путилов. "Нынешнее состояние традиционного фольклора в определенном смысле трагично, поскольку исторически закономерно его угасание" (Лапин В.А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций). Очерки и этюды. М., 1995. С.5.), - считает В. А. Лапин.
На самом деле было бы правильнее говорить о том, что традиционная культура не вырождается, не исчезает вместе с архаической культурой, а качественно изменяется, представляя новый этап в ее развитии. Ее содержание начинают определять ценности пролетария-мещанина, городской субкультуры в целом.
Прослеживая логику этой трансформации народной культуры, необходимо вернуться к тем этапам функционирования, когда она оказывается под сильным воздействием не только крестьянского сословия, но и городских слоев, хотя о возникновении мещанской субкультуры в ее развитых формах говорить еще рано.
Рассматривая эту ветвь в развитии традиционной народной культуры, которая в XIX, а еще более в XX в. станет определять уже всю народную культуру, следует выделить три слоя: устного народного творчества, связанный с крестьянскими слоями; слой, представленный дворянской культурой; и слой, связанный с купечеством и мещанством. В каждом из них актуализировалась особая картина мира.
В соответствии с планом нашей лекции остановимся на характеристике последнего слоя культуры.
Развитие в Российской империи городов, отрывающих значительное число людей от земли, привело к формированию особого культурного образования, которое со временем трансформируется в специфическую субкультуру - мещанскую. Конечно, кроме мещанского слоя в городе существовали и другие слои, но этот стал играть роль стержневого, объединяющего и определяющего.
В границах этой субкультуры функционирует и "мещанская" литература, и "купеческая" повесть XVII в. (например, повесть о Савве Грудцыне, повесть о Горе-Злочастии).
В первой повести нашла свое выражение экстравертивная ориентация мещанина как психологического типа личности. В повести проявляется также интерес к бытовой стороне жизни, к торговому, домашнему и общественному быту купцов. Что касается второй повести, то изображенный в ней купеческий сын предвосхищает поведение некоторых героев А.Островского.
Однако давление этой субкультуры проявляется не только в изображаемых событиях и героях повестей, но и в самом характере литературы. Большое место здесь занимают повести в стиле авантюрно-рыцарских романов: "История о храбром гишпанском рыцаре Венецыане и прекрасной королевне Ренцывене", сказание о Бове Королевиче и др. Первоначально эти переводные повести распространялись в высших слоях общества, но постепенно, как и лубочные листы, опускались в мещанские, а потом и в крестьянские слои. Рыцарский, или авантюрный, роман прочно обосновался в мещанских кругах. Распространяющиеся среди купцов, посадских, чиновников "гистории" о королевичах, рыцарях и кавалерах уже представляют образцы нового типа народной культуры.
Новую жизнь получали произведения устной литературы, и в частности былины о богатырях. М.Чулков печатал свои "богатырские" сказки специально для почитателей рыцарских повестей о Бове и Еруслане (Сакулин П. Русская литература. Ч. 2: Новая литература. М., 1929.). Так в этой субкультуре происходило сближение рыцарского романа с былинным эпосом. Был весьма популярным, например, роман "Ванька-Каин". Ванька-Каин - лицо историческое. Будучи в тюрьме, он написал свою историю, послужившую основой для возникновения многих литературных версий жизни этого "российского Картуша" (по аналогии с французским разбойником Картушем). В числе авторов романа о Ваньке-Каине был и М.Комаров, творчеству которого посвятил исследование В.Шкловский (Шкловский В. Матвей Комаров – житель города Москвы. Л., 1929.).
Уже в собрании П.Киреевского можно встретить мещанские и фабричные песни, записанные в ЗО-х годах ХIХ в. Однако сам собиратель больше ценил крестьянский фольклор. Действительно, трудно было распознать в городском фольклоре, особенно на первых порах, новое в форме и содержании:
Полюблю я, девушка, я такого молодца.
Я такого, удалова, фабричного, бравого,
Фабричного, бравого, Ванюшу кудрявого,
Ванюшу кудрявого, белого, румяного.
Ты фабричный, бравый мой, что ты сделал надо мной?
Что ж ты сделал надо мной, над моею головой?
Вор измучил, истерзал, чужу сторону спознал
Как пишет П.Соболев, "крестьянская песня подвергается изменению в зависимости от проникновения в нее новых образов, явившихся порождением другой социальной среды" (Соболев П. Новые задачи в изучении фольклора. С. 44.). Исследователь обращает внимание на мозаичность городского фольклора, выделяя в нем устно-поэтический репертуар фабрики (фабричный фольк-лор), устно-поэтический репертуар мещанства (мещанский фольклор), фольклор деклассированных городских элементов (блатной фольклор).
В городской народной культуре трансформация и развитие всех форм, жанров, видов искусств — архитектуры, литературы, поэзии, музыки, словесных и зрелищных художественных форм имели характерные особенности, свои исторические, экономические, технические предпосылки и закономерности. Например, на первых этапах в мещанской субкультуре еще функционировала рукописная литература. Но в связи с развитием печатного дела, увеличением тиражей издаваемой литературы, соответствующим нарастанием массы читателей появляется значительное число рукописных и печатных песенников светского содержания, в которых уже пробивает дорогу наследник традиционной культуры - романс. Придет время, и он станет в таких песенниках преобладающим жанром.
Романсы в духе народной песни наполняли песенники 2-й половины XVIII в., и это было следствием активизации духовной жизни мещанства (Соболев П. Песенники 90-х годов XIX века. С. 90.). Сюжетными мотивами романса являются любовь, разлука, неверность. Его герои - любовники — действуют в крестьянской обстановке, но свои чувства высказывают так же изысканно, как салонный любезник XVIII в. Сентиментальный романс, появляющийся на страницах песенников, соотносится с чувствами и переживаниями городского мещанства. В нем старая крестьянская канва уживается с подражанием "барской" книжной лирике. "Образы любовников переносят нас в среду городского мещанства, старающегося приобрести "барский" облик, но постоянно выявляющего свою крестьянскую основу" (Соболев П. Песенники 90-х годов XIX века. С. 93.).
В городской культуре романс первоначально утверждал себя в узком кругу дворянских гостиных. Характеризуя песни в сборниках XVIII в., А. Веселовский приходит к выводу, что основные их темы — исторические и эротические, нередко неприличного содержания (Веселовский А. Любовная лирика XVIII века. СПб., 1909. С. 22.). Молодое поколение дворян увлекалось модными романсами и песнями любовного содержания. В новых песнях исчезает идея судьбы, появляется личность молодца или девицы, пусть пока и примитивно представленная. "Старая любовная песня серьезна, порой печальна, и если бывает вненравственна, то по простоте, как откровенно символичны песни свадебного обряда. Слагатели новой любовной песни, вкусившие от новых откровений добра и зла, ввели элемент сознательной скабрезности — результат дурно воспринятой цивилизации и помещичьих адюльтеров" (Веселовский А. Любовная лирика XVIII века. СПб., 1909. С. 62.).
Городская народная культура развивалась в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторской лирикой в ее печатных формах, а с другой — с крестьянским фольклором. Но интересен механизм заимствований от одного пласта культуры другим. Они происходили обязательно с помощью мещанского фольклора. Посредничество последнего стало обязательным, без него была невозможной ассимиляция печатной поэзии в крестьянской среде. И наоборот, городская культура вбирала в себя идеи, образы, художественные приемы, усвоенные и обработанные мещанским фольклором. Поэтому можно утверждать, что мещанский фольклор занимает особое место в народной культуре и осуществляет специфические посреднические функции. При этом он демонстрирует себя как самостоятельно функционирующая и развивающаяся система, ассимилирующая эстетический опыт разных уровней и поставляющая материал для других систем, располагающихся на этих уровнях.
Например, как особая структура повествования романс появляется в дворянской субкультуре. Но массовое развитие романс получает в пределах мещанской субкультуры, в которой статус романса стал схожим со статусом романа в субкультуре дворянской. По сравнению с дворянином мещанин не имел такого объема досуга и читать длинные романы не был расположен. Поэтому ему нужно было краткое, захватывающее, обязательно сентиментальное, душещипательное стихотворение под музыку.
Эту линию в развитии народной культуры можно наблюдать сегодня в популярной у молодежи любовно-бандитской, мелодраматической кич-литературе с ее сюжетной невзыскательностью и расчетом на примитивного читателя. Таковы многочисленные серии романов Чейза, Стаута, Марининой и др.
Иллюстрацией трансформации традиционных фольклорных текстов может служить и новая жизнь старой баллады с ее мотивами жестокости. Крестьянский фольклор не избегал изображения жестокости (Пропп В. Фольклор и действительность. С. 58.), особенно это свойственно такому жанру русской эпической поэзии, как баллада. Мир баллады - мир любовных страстей. В ней изображается не государственная и даже не общественная, а частная или семейная жизнь людей. Действующие лица баллады - представители среднего и высшего сословия, но изображаются они с точки зрения крестьянина, что свидетельствует о возникновении этого жанра именно в крестьянской культуре. Любовь, ненависть, измена, ревность, клевета, трагическая смерть в сюжете баллады приводят к кровавым преступлениям (например, убийство невинной женщины в балладах "Князь Роман жену терял" и "Оклеветанная жена").
Но в городской культуре происходит в известном смысле эскалация жестокости, что является следствием трансформации личностных начал в культуре в мещанские и связано с процессами демократизации общества, сопровождающимися социальной аномией, индивидуализмом, аморализмом и т.д.
Значение мещанской субкультуры заключается в том, что созданные в городах в период со 2-й половины XVII и до 1-й половины XIX в., т.е. в узких границах дворянской субкультуры ценности, начиная со 2-й половины XIX в. постепенно становятся достоянием массовых социальных слоев. Характерный для дворянской субкультуры статус личности в мещанской субкультуре приобретает черты культурной универсальности. В границах мещанской субкультуры утверждается и особый статус автора как профессионала, деятельность которого происходит в оппозиции к ценностным ориентациям народного мастера.
Развитие городской народной культуры дает основание говорить не только о кардинальном изменении культурно-этнической парадигмы жизни российского этноса. Многие тенденции и процессы в народной культуре, обозначившиеся еще в ХVIII - начале XIX в, получили на рубеже XX-XXI вв. свое логическое завершение или же, наоборот, демонстрируют неумолимую логику развития цивилизации, сбрасывающей с корабля истории многие явления традиционной культуры.
В дальнейшем, видимо, прежде чем город вызовет к жизни принципиально новую ценностную систему в народной художественной культуре, противоположную ценностной системе, характерной не только для крестьянской культуры, но и для своей собственной, в культуре в целом должна произойти революция, связанная с дальнейшей дифференциацией типов личности, каждая из которых будет стремиться социализировать свойственный ей художественный потенциал.
Не случайно специалисты отмечают две глобальные тенденции в художественном процессе XX в. — интеграцию и дифференциацию. Интеграция объединяет с помощью разнообразных культурных механизмов (в том числе с помощью массовой и народной культуры) людей разных национальностей, вероисповеданий и возрастов. Дифференциация создает условия для художественного самовыражения каждому. Эти две тенденции развиваются параллельно, дополняя друг друга, оплодотворяя поступательное движение культуры в целом.
Интеграция и дифференциация проявляются как на уровне глобальном, так и в конкретном слое культуры.
Городская народная культура проделала гигантский путь к формированию из разрозненного конгломерата разных явлений культуры некоего единого комплекса, структура которого хорошо просматривается как в соотношении с другими пластами культур (профессиональной, массовой, элитарной), так и во внутренних взаимосвязях ее составляющих: народного прикладного искусства, фольклора в его традиционных и современных формах, любительского творчества, художественной самодеятельности. Город, выступая локомотивом культурного процесса, ассимилирует новейшие течения в искусстве, адаптирует их к уровню и характеру запросов горожанина, одновременно все более "навязывает" эти Ценности и деревне. Процесс этот весьма драматичен, его последствия для судеб архаической культуры пока как бы затушевываются наличием определенных сохраняющихся очагов этой культуры или ее весьма существенных элементов. Однако в целях сохранения фольклорной традиции следует обеспечить их адекватную научную оценку и правильное понимание механизмов сохранения лучших традиций независимо от социального слоя, их породившего.
Город вызвал к жизни новые формы фольклора и фольклоризма, народной культуры, определил их нравственный и эстетический смысл, их социальный статус. В их понимании и оценке можно идти двумя путями - соотнося с прежними ценностями и смыслом народной культуры и вырабатывая новые критерии и подходы, вытекающие из условий конкретно-исторического развития России.
Искусственно выглядит попытка некоторых фольклористов "сохранить в городе деревенскую культуру, как живую, как свою собственную, предполагая в дальнейшем передачу этой культуры в село тогда, когда деревня будет объективно готова к этому" (Художественная самодеятельность. Традиции, мастерство, воспитание//СПб. трудов НИИКа, VIII. М., 1985. С. 17.).
Проект этот фантастичен, он предлагает сохранить в городских условиях деревенскую культуру, создав для нее соответствующую ауру, которая бы сохраняла ее менталитет и специфику, а затем, через определенное время, в будущем вернуть в этом обличье просветленной и культурной деревне (когда она будет объективно готова к этому).
К сожалению, это не только теоретическое положение десятилетней давности. Деятельность немалого числа современных городских фольклорных групп следует именно этой концепции, без учета того, что современный деревенский житель сам вырабатывает свои собственные формы творчества, отвечающие его интересам и менталитету. В то же время безусловно, что не игнорирование городской народной культуры, всех ее составных частей, а их признание открывает магистральный путь познания народной культуры в целом. Необходимо отказаться и от негативной оценки вклада городского сословия в создание народной культуры.
На различных этапах истории культура княжеского двора и посада, мещанская и купеческая субкультуры, а также субкультуры разночинцев, интеллигенции, рабочих в такой же мере являются источником народной художественной культуры, как и крестьянская культура. Народная культура создается всеми социальными группами независимо от их материального, юридического, гражданского положения. Каждый социальный слой вносит в нее свой вклад, который не может быть компенсирован представителями других социальных слоев.
ЛЕКЦИЯ 5
- А. С. Каргин
- Раздел I. Народная художественная культура как предмет изучения
- Народная художественная культура в структуре культуры общества
- Структура художественной культуры
- Структура народной художественной культуры
- Структура современной народной художественной культуры
- Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- Народная художественная культура города
- Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре