Народная художественная культура в структуре культуры общества
Художественная культура общества – сложное, многомерное и полиэлементное образование. К середине 1990-х годов специалисты насчитывали от 300 до 400 определений культуры, в которых с большей или меньшей полнотой были сделаны попытки понять, что такое культура, ее предмет, структура, функции, закономерности развития. (Категории и понятия теории культуры. М., 1985; Кребер А., Клакхон С. культура. Критический анализ концепций и функций. М., 1992; Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989; Орлова Э.А. Культурная антропология: Учебное пособие. М, 1995; Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996.) Оправданным представляется вопрос: можно ли вообще дать ее определение, устраивающее социологов, философов, культурологов, педагогов, искусствоведов, представителей ряда других наук, изучающих разные исторические типы и пласты культуры?
Весьма вероятно, что ответ на этот вопрос предопределен самим характером явления, выступающего как всеобщая духовная среда существования и жизнедеятельности человека. Художественная культура – часть более общего явления – культуры. Это также среда, в которую вступает человек с момента рождения. На каждом жизненном этапе, в каждом конкретном проявлении человек так или иначе соприкасается с миром художественной культуры, с ее определенными сторонами, пластами, явлениями, институтами, носителями, исполнителями, образами и т. д.( Все эти вопросы являются предметом специального курса истории и теории культуры (культурологии). В данном курсе они освещаются лишь в той мере, которая диктуется его собственными задачами.). И вновь возникают вопросы: сводима ли культура в целом к некой сумме ныне существующих ее образований? Каков характер их взаимоотношений на разных этапах истории культуры и истории России? Каковы при этом роль и место народной художественной культуры в жизни общества?
Если исходить из представления о параллельном развитии в современной художественной культуре культур разных типов и социальных групп, вероятно, истоки каждого из них необходимо искать в наиболее древнем, первичном образовании – народной культуре. Однако отношения между культурой в целом и народной художественной культурой не исчерпывают всех богатств отношений их составных частей, структур, элементов. Культурные образования, возникающие в границах каждой из культур, самостоятельно взаимодействуют как по вертикали, так и по горизонтали с образованиями других культур.
Каждая из культур и даже каждое отдельное ее образование могут рассматриваться как достаточно самостоятельные подсистемы в производстве, сохранении, репродуцировании и социальном функционировании культурных ценностей.
Кроме сложных взаимоотношений элементов и образований внутри культур, каждая из которых претендует на универсальность, всеобщность, особую роль, налицо и система более глобальных отношений между элитарной и народной культурами (субкультурами), которые предстают на протяжении истории в оппозиции по отношению друг к другу. В последнее время обострились их отношения с массовой культурой.
Не простыми и до конца не выясненными предстают отношения с динамично формирующейся в последние десятилетия суперэлитарной культурой, получившей наименование "общечеловеческие ценности".
Разные авторы по-своему выстраивают структуру культуры общества. Профессор А.И.Арнольдов, например, считает: "Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным". (Арнольдов А.И. Введение в культурологию. С. 167.) Отношения этих слоев культуры и их совместных образований определяют диалектику развития культуры в целом.
Очевидно, в художественной культуре современного общества (см. схему 1) можно выделить следующие пласты:
Схема 1
- А. С. Каргин
- Раздел I. Народная художественная культура как предмет изучения
- Народная художественная культура в структуре культуры общества
- Структура художественной культуры
- Структура народной художественной культуры
- Структура современной народной художественной культуры
- Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- Народная художественная культура города
- Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре