Раздел I. Народная художественная культура как предмет изучения
Интерес к фольклору, народной культуре возникает во всем мире, а не только в России на рубеже XVIII-XIX вв., в период становления и расцвета романтизма, который в известном смысле реабилитирует и идеализирует старину. Романтизм подверг критике процесс обособления и гипертрофии профессионального художественного творчества, взяв за образец прошлое, когда искусство создавалось всем народом. Романтизм явился отправной точкой развития науки о народном искусстве, его природе, особенностях поэтики и функций.
Народное устно-поэтическое искусство во всем многообразии его форм стало ассоциироваться с народной культурой в целом. Хотя это и было одностороннее и неполное представление о народной культуре, оно стало наиболее распространенным вплоть до начала XX в. Образцы этого творчества представляли возможность сравнивать, изучать и выявлять типологические, социальные, эстетические его особенности.
В России интерес к устно-поэтическому творчеству как феномену духовной жизни начинается в XIX в. Одной из основных причин этого интереса Г.В.Флоровский считает пробуждение исторического чувства– одного из самых характерных признаков русской культуры XIX в. (Флоровский Г. Пути русского богословия. К., 1991. С. 232.) В этот период наблюдалось в известной степени поверхностное отношение к истории, сентиментальная идеализация прошлого. Тем не менее актуализация проблематики народной культуры явилась следствием пробуждения исторического и национального сознания. Через народную традиционную культуру происходило открытие национально-этнического своеобразия менталитета русской нации. Фундаментальные труды А.Н.Афанасьева, М.Забылина, И.М.Снегирева, А.В.Терещенко, Н.И.Костомарова, других ученых как бы явились фактологическим основанием для разработки проблем народного искусства. В большинстве работ не только описывались быт, бытовая культура, нравы и порядки, праздничное поведение, но и приводились художественные тексты сказок, поверий, песен, обрядов.
Именно в середине XIX в. развернулись первые дискуссии о русской идее, русском характере, особом пути исторического развития России. Здесь столкнулись точки зрения славянофилов (К. и И. Аксаковы, И.Киреевский) и западников (П.Чаадаев, П.Анненков, Т.Грановский, К.Кавелин). Вся история XIX в. неотделима от поисков содержания понятий "народ", "народность", "этнос", "нация", "национальное своеобразие". Для этого периода характерны и напряженные поиски русским народом своего места среди других народов мира и, конечно, осознание им своей роли в развитии культур Востока и Запада.
В связи с этим возникает необходимость понять в широком историческом контексте вопрос об отношениях народной культуры России с мировой культурой, осмыслить ее контакты с ней. Своеобразным переломом и новой точкой отсчета в истории таких контактов стало крещение Руси, когда, по словам Флоровского, через христианство Древняя Русь вступила в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром. (Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 4.) Это взаимодействие оценивалось и оценивается весьма неоднозначно, оставаясь одной из самых сложных проблем исторической науки до последнего времени.
Особый интерес к народной культуре формируется в России в 1830-1840 годы, когда вновь оказывается актуальным вопрос о ее отношениях с Западом. Именно тогда со всей решительностью ставится вопрос о месте России во всемирной истории. Противопоставление романо-германскому миру потребовало углубленного изучения исторической судьбы русского народа. Фундаментальная "История государства Российского" в 12 томах (М., 1816-1829) Н.Карамзина была одной из первых попыток ответить на этот вопрос. Своеобразный ответ давали и славянофилы, в частности И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С.Хомяков, сочинения которых не только идеализировали допетровскую Русь, ее патриархальность, консерватизм, православие, но и способствовали расширению знаний о народной культуре, народной жизни.
Мировосприятие славянофилов, связанное с идеализацией допетровской Руси, было спровоцировано стремлением России к планетарным контактам со всем миром, которое стимулировало сначала христианство, а затем бурная ассимиляция ценностей западного мира, начатая реформами Петра Первого. Из противоречия между защитой самобытности и стремлением к объединению со всем миром и возникает напряженная духовная, религиозная, государственная и светская жизнь в России.
Активизация мысли о народном искусстве своим следствием имела возникновение специальных исследований по его истории. Возникает фольклористика, появляются исследования по русской мифологии. (Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 1. М., 1958; Т. 2. М . 1963.) На протяжении всего XIX в. к изучению народного искусства обращаются разные науки: история, филология, этнография, искусствоведение. Научные методы определили плюрализм научных подходов и отразили исторические особенности научного мышления XIX в., например недооценку гуманитарного знания. Тем не менее многие исследователи расширяли границы исследования, рассматривали народное искусство в широком контексте культуры. Можно утверждать, что именно потребность в изучении народного искусства стимулировала необходимость развертывания культурологических исследований, которая будет окончательно осознана в XX в. Вопрос о генезисе народной культуры требовал изучения архаики, проявляющейся в мифе, религии, ритуале, празднике, обряде.
Поскольку в XIX в. собственно культурологии еще не существовало, необходимо было найти ту область, которая включала бы культурологические аспекты народного искусства. Пожалуй, такой дисциплиной была этнография, в границах которой и предпринималось изучение общих вопросов народной культуры, а также народного искусства. (Пыпин А. История русской этнографии: В 4-х т. СПб., 1890-1892.) Правда, долгое время эта наука оставалась достаточно описательной, претендовала на изучение фактов, быта, обрядов и обычаев того или иного народа.
Важно отметить, что в XIX в., рассматривая народное искусство, фольклор, по сути дела, рассматривали народную художественную культуру. В этом плане любопытно привести одно из определений фольклора, данное в конце XIX в. В.Лесевичем. По его мнению, к фольклору "относятся басни, сказки, легенды, сказания, песни, загадки, детские игры и присказки, знахарство, ворожба, свадебные и иные обряды, метеорологические и иные приметы, пословицы, поговорки, присловья, рассказы о луне, звездах, затмениях, кометах и всякого рода суеверия: различения легких и тяжелых дней, повествование о ведьмах, упырях, вовку-лах, виях и т. д. - словом, все то, что народ унаследовал от отцов и дедов путем устного предания". (Лесевич В. Фольклор и его изучение//Памяти В.Г.Белинского. Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов. М, 1899. С. 343.) И далее дается определение фольклора как "древнейшего фазиса" культуры, сохраняющей "исторические основы всего того, из чего слагается наша духовная жизнь". (Там же. С. 344.) Очевидно, речь здесь идет, в современном понимании, о фольклоре как художественной народной культуре в целом. Определенность в соотношении этих понятий возникает лишь во второй половине XX в.
Изучая народное искусство, исследователи поднимали вопросы, актуальные именно для народной художественной культуры. В частности, они интересовались не только вопросами развития народного искусства, но и процессами его социального функционирования. Это было присуще работам А. Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, А.Н.Веселовского, классическим трудам Б.М. и Ю.М. Соколовых, В.Я.Проппа, Д.К.Зеленина, М.К.Азадовского, А.В.Бакушинского, П.Г.Богатырева, М.М.Бахтина, Э.В.Померанцевой, Н.И.Толстого, А.Б.Салтыкова и др. Однако с 20-х и по 60-е годы XX в. русская фольклористика, определяя свой предмет, как бы в противоположность своей предшествующей истории все более дифференцировала предмет своего изучения до устно-поэтического творчества и искусства слова.
Изучение народной художественной культуры сегодня вступает в новый этап своей истории: от разрозненных, разных по объему и полноте исследований по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, художественной самодеятельности, народному костюму, народным праздникам переходит к системному изложению наиболее общих вопросов теории и истории народной художественной культуры как целостного, синкретичного, комплексного явления, включенного в ткань духовной жизни народа и выступающего важной составной частью этой жизни.
Естественно возникает вопрос о месте и особенностях народной культуры среди других типов культуры – элитарной и массовой. Только соотнося их, выявляя специфическое, можно открыть широкие возможности для углубления знаний о каждом из типов культуры. В конечном счете тот или иной тип культуры по-разному соотносится с народным, профессиональным и массовым искусством. В зависимости от ценностных ориентаций культуры оказывается и ее статус, и иерархические отношения между типами культуры.
При изучении каждого из слоев народной культуры по-настоящему плодотворной будет методология, которая рассматривает их развитие и функционирование в соотнесенности с характером особенностей народной культуры, присущих ей на том или ином этапе истории. Лишь в рамках этой соотнесенности можно ставить вопрос о социальных функциях народной культуры в целом.
Итак, во-первых, нужно констатировать факт большей изученности русской народной художественной культуры и наличия огромного количества источниковедческих и фундаментальных работ. Во-вторых, исторически сложившиеся интернациональные связи русской культуры с национальными культурами всех народов, населяющих Россию и близлежащих государств, позволяют в известной степени экстраполировать выводы и закономерности в целом к любой другой культуре, в том числе неславянской. В-третьих, русская культура в силу ее выдающегося вклада в мировую художественную сокровищницу на протяжении XIX-XX вв. оставалась одной из наиболее притягательных в плане познания ее менталитета и влияния на другие культуры.
Выделяя в русской народной культуре три периода (языческий, архаический и урбанистический), основное внимание мы акцентируем на современном этапе ее развития. Это означает, что судьбу народной культуры мы не связываем лишь с архаическими ее формами. Тем не менее архаический пласт культуры – это "золотое" ядро народной культуры.
На всем протяжении истории России, пока архаическая культура сохранялась и в своем развитии не испытывала противоречий, сдерживания, ограничений, она развивалась как доминанта художественной культуры. Это в полной мере имеет отношение к средневековой русской культуре, к культуре допетровской Руси, к культуре Золотого и Серебряного веков и т.д. Народная культура продолжала составлять значительный слой в русской художественной культуре и на том этапе, когда в недрах архаической культуры стали возникать различные субкультуры, сменять друг друга, культивируя различные личностные и социальные ценности, получившие затем выражение в профессиональном и массовом искусстве.
Безусловно и другое. Современная русская народная культура связана своими истоками не только с языческим и архаическим миром, но и с миром европейских и византийских ценностей, унаследовав и развив их в своей системе художественных традиций. Можно отметить как бы несколько направлений в развитии русской народной культуры: взаимодействие и взаимную ассимиляцию ценностей с народами, исторически населяющими Россию; ассимиляцию языческих ценностей, предшествующих введению христианства на Руси, и их переработку и приспособление к новой религиозной системе; наконец, активное взаимодействие и обмен ценностями с профессиональным искусством. Подобные разновекторные горизонтальные и вертикальные процессы, совпадающие или расходящиеся по времени, составляют архитектонику развития русской народной культуры.
ЛЕКЦИЯ 1
- А. С. Каргин
- Раздел I. Народная художественная культура как предмет изучения
- Народная художественная культура в структуре культуры общества
- Структура художественной культуры
- Структура народной художественной культуры
- Структура современной народной художественной культуры
- Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- Народная художественная культура города
- Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре