Структура народной художественной культуры
Стремление определить структуру и морфологию отдельных частей и слоев народной художественной культуры имеет длительную историю. Это касается прежде всего традиционного фольклора и декоративно-прикладного искусства. В силу огромного интереса, вспыхнувшего к этим образованиям народной жизни в конце XIX – начале XX в., были сделаны попытки представить жанрово-видовую структуру фольклора. Аналогичная картина с "опозданием" на 20-30 лет наблюдалась и в изучении прикладного и изобразительного искусства. Естественно, что в основание структурирования закладывались разные и сходные принципы – по жанрам, видам (обрядовые – необрядовые), используемым материалам (глина, дерево, металл и т.п.), типам деятельности. Эти Усилия были продолжены на качественно другом уровне и более целенаправленно в 70-80-е годы, когда появились первые работы по структурированию фольклора и прикладного искусства (Фадеева И.Е. Структура фольклора: к вопросу о двух сферах народного творчества//Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. С. 5-17; Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981.). Ученые пытались представить структуру художественной самодеятельности с точки зрения морфологии видов (театральной, музыкальной, хоровой, хореографической) и жанров, ее составляющих (Сафонов Л.Г. Художественная самодеятельность как средство коммунистического воспитания. Воронеж, 1981; Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. М., 1979.).
Естественно, что о возможной корреляции или тем более о сведении отдельных структур в некую целостность речи не шло. Каждый слой народной культуры представлялся не только специфическим, но и самостоятельным. Специалисты, изучавшие эти слои на разном материале, с разных исходных теоретических позиций, рассматривали, выделяли структурные элементы народной художественной культуры "Разнообразны и несовместимы предпринимавшиеся опыты классификации народного искусства", и каждая из них неизбежно может быть опровергнута или оспорена , считал В.Е.Гусев (Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки СПб., 1993. С. 35-60.). Авторы, опираясь то на концепцию морфологии искусства М.С.Кагана, то на морфологию фольклора В.Я.Проппа, то на классификацию народного искусства В.М.Василенко и П.Г.Богатырева, решали проблему исходя из структуры одного из пластов народной художественной культуры.
Если один из слоев народной художественной культуры, самодеятельное художественное творчество или фольклор выступает синонимом всей культуры, то ее структура предстает неполной. Сопоставляя, например, народное изобразительное искусство и фольклор, нетрудно заметить, что их структуры не тождественны и не накладываются одна на другую. И тем не менее, по заключению В.Е.Гусева, морфологический анализ народной художественной культуры возможен через сопоставление двух форм народного творчества – фольклора и прикладного искусства (Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки СПб., 1993. С. 35-60.). При этом морфология художественной самодеятельности и особенно любительских форм, неофольклорного творчества, которые тоже упоминаются, остаются вне поля внимания. Структура народной художественной культуры включает в себя общие, частные и единичные элементы, присущие ей как целостному феномену и как составной части культуры. Но дело не только в этом. Вопрос о структуре, морфологии народной художественной культуры как системного образования со своими возможными подсистемами (функционирующими нередко в качестве самостоятельных художественных систем) не ставился в отечественной литературе с необходимой остротой до конца 80-х годов. До известных пор было достаточно иметь общие представления об отдельных структурных образованиях фольклора, прикладного искусства, художественной самодеятельности. К сожалению, попытки подойти к проблеме с более общих позиций (В.С.Цукерман) не получили развития и остались известны лишь небольшому кругу специалистов (Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф.дисс. доктора наук. Свердловск, УГУ, 1984.). Другими словами, не только наука не подошла к решению этого вопроса, но и запросы практики вполне удовлетворялись имеющимися наработками.
Ситуация изменилась в начале 90-х годов, когда обозначилась принципиально иная роль народной художественной культуры в духовных процессах на новом историческом этапе развития России. Без анализа народной художественной культуры как системного образования стало невозможным понять и ее новую роль, и взаимоотношения с элитарной и массовой культурами и другими смежными образованиями. Сложившаяся ситуация обусловила подход к народной художественной культуре как к самостоятельной и оригинальной структуре, включающей в себя множество явлений фольклора, народного искусства, современного и традиционного, творческие, социальные, психологические аспекты бытования, а также всю инфраструктуру, обеспечивающую их создание и распространение. По частям можно было судить с той или иной долей условности, о целом, однако если частности представлены достаточно полно. Этого, к сожалению, в большинстве работ не было: оказались проигнорированными современные формы народной художественной культуры, серьезные разночтения наблюдались в понятийном аппарате, в осмыслении той или иной формы творчества. Это характерно, в частности, для одной из последних и наиболее полных схем морфологии народной художественной культуры, предложенной В.Е.Гусевым (Гусев В.А. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. С. 66.) (см. схему 3).
Определение структуры народной художественной культуры представляется одной из основополагающих предпосылок предметного анализа ее составляющих. Чтобы иметь достаточно конкретное и полное представление о народной художественной культуре, нужно звать ее основные структурные элементы. Без этого речь может идти лишь о некой условности, именуемой народной художественной культурой, которая каждым говорящим будет представляться весьма своеобычно и включать тот или другой набор явлений. При этом народная художественная культура не только существует в виде материальных и духовных образований или образцов (текстов) фольклора, искусства, но она неразрывно связана с процессом их создания, социального функционирования, трансляции и с огромным числом социальных институтов, обеспечивающих ее включение в современные духовные процессы и жизнедеятельность человека. Очевидно, для "чистоты" анализа целесообразнее разложить эти составляющие, образующие между собой сложные сегментные образования не только в рамках народной художественной культуры. Не менее важно и то, что представление о целостной структуре народной художественной культуры определяет новые подходы к пониманию фольклора, прикладного искусства, бытового любительского и сценического творчества, пониманию их места в современном духовном процессе. Речь идет о дополняющих друг друга двух подходах: от отдельных структур к общей системе и от нее – к отдельным образованиям. Конечный результат в данном случае не всегда заранее предопределен. Например, фольклор, рассматриваемый как самостоятельное явление и включаемый в структуру народной художественной культуры, не всегда может представляться однозначно и всесторонне с точки зрения его определения.
Вероятно, морфология народной художественной культуры нуждается в структурализации по разным исходным точкам отсчета и как бы с различных сторон: ее выразительных средств, образно-семантической природы, жанрово-видового состава, форм существования, трансляции, сохранения и производства, а также ее носителей и творцов.
Каждый из подходов выстраивает по-своему структурные элементы народной художественной культуры, ее поле и характер взаимодействия с другими пограничными явлениями народной культуры и художественной культуры общества. Только в этом случае представляется возможным увидеть народную художественную культуру как подсистему двух других метасистем: художественной культуры и народной культуры, а также ее собственную структурную организацию.
При этом в структуре народной художественной культуры должны оказаться образования, связанные как с архаическими, традиционными слоями, так и с современными формами бытового любительского и самодеятельного художественного творчества. Сегодня можно рассматривать в качестве основных подсистем Народной художественной культуры такие ее слои: фольклор, неофольклор, бытовое любительское творчество, фольклоризм, художественную самодеятельность. Каждая из подсистем включает не только вполне конкретный предметный мир или набор явлений, но и одновременно входит в другие подсистемы, а также имеет структуру, на нее оказывают мощное структуры культуровоспроизводящие, культуротранслирующие и культурорегенерирующие. В современной народной художественной культуре, прошедшей длительный исторический путь развития от архаических и традиционных форм до включения в себя множества новых явлений, обладающих ярко выраженным набором собственно структурных образований, необходимо их соотнести с аналогичными структурными образованиями других слоев культуры – элитарной и массовой.
Структура народной художественной культуры имеет не только конкретно-исторический, но и социально-стратификационный характер. Это важнейший теоретический принцип ее анализа.
На ранних этапах истории народная художественная культура, очевидно, имела несколько иную структуру, чем в средние века, и тем более в современности. В условиях, когда из нее не только не
выделялось элитарное профессиональное искусство, но и система ее коммуникации оставалась иной, чем в новое время, народная художественная культура была единым духовным образованием в синкретической по характеру творческой деятельности человека. При этом при доминировании наиболее характерной фольклорной коммуникации только как устной и прямой (то есть от человека к человеку) вся художественная культура общества являлась фольклорной традиционной культурой, и в этом случае в ней не могло быть значительного дробления. В последующем можно говорить о нескольких взаимосвязанных, но одновременно разновекторных процессах, развивающихся в фольклорной культуре: сужении пространства ее бытования (оно постепенно заполнялось элитарной и массовой культурой); изменении жанрово-видовой структуры (к архаическим формам добавились инновационные, а ранние жанры заменились новыми); усилении "удельного веса" эстетического начала в культуре и формировании "чисто" эстетических форм; взаимопроникновении, диффузии ее с другими слоями традиционной культуры.
С усложнением и развитием способов фольклорной коммуникации, появлением принципиально новых типов коммуникации в культуре, а также специальных институтов, занимающихся производством, поддержкой, изучением, сбором, хранением, пропагандой традиционной культуры, в ее структуре произошли значительные изменения. Народная культура стала сферой художественного производства, коммерции, сферой государственных интересов. Это значит, что не только саморазвитие народной культуры определяет ее морфологию и структуру, на нее оказывают мощное воздействие государство и общество.
Признание этого факта носило до последнего времени оттенок негативной оценки. Государство в большей степени, общество – в меньшей представали институтами антикультуры. их влияние на развитие народного искусства, фольклора, промыслов и ремесел оценивалось в основном со знаком минус. Однозначность этой оценки не вызывала сомнений. Рухнувшая идеология, трудности в развитии российской государственности, общественной жизни были восприняты некоторыми специалистами как «врата свободы» для народного творчества. (Путилов Б.Н. У врат свободы // Живая старина. 1994. №1) Развитие России в последние несколько лет дает основание говорить о том, что оценка роли государства и общества в развитии духовной жизни, народной культуры требует более объективной, взвешенной позиции, учета множества новых факторов: экономических, социальных, информационных. Эти факторы влияют на общее состояние культуры в целом и народной в частности. Они определяют структурные изменения в народной культуре, ее новые формы взаимоотношений, например с массовой культурой. Финансовая мощь и зрелищная привлекательность последней позволяют ей захватывать, узурпировать средства массовой информации, выступать тотальным средством подавления других слоев культуры, в том числе и народной. Массовая культура взяла в «союзники» некоторые образования из самой народной культуры, работающие на ее имидж привлекательности, доступности, простоты и легкости освоения.
Многие фольклорные ансамбли, подделки в прикладном искусстве представляют одну из разрушительных сил для самой народной культуры. Эту тенденцию с тревогой отмечают многие российские и зарубежные специалисты. (Культурное наследие и традиционная культура народов. Европа в становлении общеевропейского дома//Материалы II Европейской конференции по народному творчеству. Москва – Новгород, 1990.) Без государственного регулирования, государственной и общественной поддержки в данном случае не обойтись. Весьма трудной оказалась и материальная ситуация, в первую очередь в деятельности структур, занимающихся сохранением, развитием, пропагандой, изучением культуры: центров, музеев, домов, школ, студий фольклора и ремесел, народных традиций, научно-методических и научных структур, фондов. Уменьшение финансовой, творческой поддержки фольклорных ансамблей, низовых звеньев, занимающихся организованными формами народного творчества, обусловило дополнительные сложности в их развитии и существовании. В результате происходят определенные изменения в структурных образованиях народной художественной культуры. Так, многие любительские фольклорные ансамбли перешли на профессиональную сцену, а большинство народных мастеров стали заниматься копированием изделий для рынка и т.д. Изменился не только их социальный статус, они изменяют представления об истоках народной культуры.
Возвращаясь к основным пластам, составляющим народную художественную культуру, следует сказать, что каждое из них включает в себя современные и традиционные сегменты: будь то фольклор, прикладное искусство или художественная самодеятельность. Нарождающиеся сегменты, выдержавшие проверку временем, становятся традиционными, начинают выступать в качестве эталона для оценки, сравнения и т. д. Этот процесс бесконечно разнообразен, порой обыденно прост, незаметен, но постоянен и всеобщ: идет ли речь о пении, танце, резьбе по дереву, игре на гармошке или изготовлении народной куклы.
Данное положение имеет важное значение с точки зрения того, что невозможно ограничить народную художественную культуру только ее традиционными формами или формами, прямо развивающими традиции. В народной художественной культуре любого периода постоянно появляется и сосуществует огромное количество образований, прямо или косвенно ориентирующихся на традиционный фольклор, традиционное прикладное искусство, и новых образований, опосредованно связанных с традиционными художественными структурами. Некоторые из них трудно определяемы и соотносимы с известными традиционными формами и образцами. Тем не менее в народной культуре нет ничего, что не имело бы связи с предыдущим, все образования в народной художественной культуре между собой не только коррелируются, связаны, проходят определенные стадиальные периоды в определении форм взаимоотношений, но и образуют жесткую системообразующую структуру, которую можно представить в виде схемы (см. схему 4). Они образуют сложный синтетический конгломерат разнообразных в жанровом, содержательном, смысловом, эстетическом отношении образцов и явлений народной культуры.
Слой традиционной культуры в последнее столетие имеет ярко выраженную тенденцию к сужению и утончению. С формированием новообразований (неофольклора, фольклоризма) в народной культуре они стали занимать значительную часть пространства, сформировали с ней множество пограничных образований различного типа.
Схема 4
- А. С. Каргин
- Раздел I. Народная художественная культура как предмет изучения
- Народная художественная культура в структуре культуры общества
- Структура художественной культуры
- Структура народной художественной культуры
- Структура современной народной художественной культуры
- Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- Народная художественная культура города
- Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре