logo
Народная художественная культура

Структура современной народной художественной культуры

Традиционные формы Инновационные формы

Архаический

(традиционный)

фольклор

Неофолъклор

Бытовое

художественное

творчество

Фольклоризм

Художественная

самодеятельность

устно-поэтический,

музыкально-

драматический,

художественно-

изобразительный,

декоративно-

прикладное

творчество

драматический,

устно-

поэтический,

музыкальный

и т.д.

бытовое

поэтическое

творчество,

бытовое

драматическое

творчество,

изобразительное

творчество, бытовое прикладное творчество

бытовой

фольклоризм

самодеятельное

литературное

творчество,

хореографическая

самодеятельность,

самодеятельное

изобразительное

искусство, художественное производство изделий прикладно­го искусства

Если рассматривать традиционный фольклор и самодеятельное худо­жественное творчество как разнополюсные явления, то между ними ока­зываются неофольклор, фольклоризм, любительское творчество, обра­зующие между собой сложную гамму смешанных явлений и форм.

Каждый вид фольклора и художественной самодеятельности имеет свой набор (морфологию) жанров и их разновидностей. Например, музы­кальная самодеятельность включает оркестры (народные, эстрадные, симфонические), инструментальные ансамбли, хоры и певческие ансамбли в том числе фольклорные, и т.д.

Таким образом, в самой народной культуре можно вычленить слой собственно традиционных образований, слой новообразований и слой, функционирующий по смешанному типу, который занимает значительно большее пространство. Речь идет о том, что слои чистого, аутентичного крестьянского, рабочего или студенческого фольклора в отдельности занимают значительно меньший объем в народной культуре, чем слои их образований; слой вторичных форм их бытования также мощнее, чем слой оригинальных образцов. Это характерно, очевидно, лишь для конца XX в. с его "смесительным упрощением" художественной жизни.

Слои новообразований в культуре образуют самостоятельное разновекторное поле, обладающее мобильностью, открытостью. Это касается как их самостоятельности в плане заимствований из других слоев культур (они и рождены этим процессом), так и динамики происходящих в них трансформаций, изменений, обновления. Сегодня наблюдается процесс заимствований не только маргинальными культурами из первоисточников, их образовавших, но и последние в свою очередь пользуются новациями от маргиналов, ибо творческий потенциал "чистых" культурных об­разований все более иссякает или даже иссяк. Новые открытия в народной культуре случаются на стыке разных культурных слоев, субкультур или даже с учетом заимствований от других типов культур. В качестве одного из характерных примеров можно ука­зать на формирование фольклорных явлений на основе двуязы­чия. Этот тип явлений имеет существенные особенности, связанные с полиязычной или поликультурной средой, причем такие явления могут возникать как в пределах одной этнической группы (но пользующейся двумя-тремя языковыми), так и смешанных этнических групп, взаимодействие которых осуществляется по различным аспектам культурной деятельности. Этот тип фольклорных образований можно отнести к одному из неофольклорных.

Речь идет о постепенном сокращении слоя прежнего, бытовав­шего еще столетие назад моноэтнического фольклора, приклад­ного искусства и их пополнении за счет новых форм народной культуры, которая перерабатывает образцы, жанры, приемы, сред­ства из профессиональной и массовой культур и превращает их в новую традицию. Поэтому использовать родовые определения, сло­жившиеся в народной культуре (традиционность, устность, коллек­тивность, вариативность), можно с учетом их современного прочте­ния, с известной долей исторической условности.

То, что вчера было традиционным, сегодня получает новое прочтение, включает в себя новые элементы. Одновременно про­исходит отторжение еще недавно весьма важных живых элемен­тов, образцов, произведений, институтов.

Таким образом, можно говорить о том, что народная культура сегодня включает по меньшей мере следующие слои: архаический или крестьянский, традиционный (конкретно-исторический) фольклор, неофольклор, бытовое массовое творчество (для каждой из групп населения), фольклоризм, художественную самодеятель­ность. При этом не только на уровне системообразующем, но и конкретно-жанровом разделить их порой весьма трудно, ибо в ка­ждом из них легко обнаруживаются черты и приметы других слоев народной культуры. Современный народный мастер или худож­ник, например, являясь профессионалом, старается отражать в своем творчестве лучшие традиционные черты, но в то же время он включает новообразования, старается отвечать законам массо­вого искусства или рынка.

Если взглянуть на народную культуру изнутри, то в ней легко обнаружить системообразующие элементы, которые представляют собой самостоятельную инфраструктуру со своими образованиями, элементами, жанрами, функционирующими по собственным за­конам, специфическим только для данной системы. Структура на­родной художественной культуры является открытой полиэле­ментной системой, объединяющей разнопорядковые образования, в том числе действующие в пограничных с другими слоями куль­туры областях.

При этом в народной художественной культуре все типы обра­зований действуют одновременно как культуровоспроизводящие, культурорегенерирующие и культуротранслирующие. Это касается и народного мастера, и фольклорного ансамбля, и самодеятель­ного любительского объединения. Каждый из них выполняет свои специфические социальные, творческие, организационные задачи. В то же время внутри самой народной культуры они формируют переходные или смешанные образования, которые относятся к двум или даже к трем типам образований, например, фольклор­ный ансамбль является любительским самодеятельным коллективом, предметное поле деятельности которого фольклор, но в его вторичных сценических формах. Из представленных трех основ­ных типов образований в структуре народной культуры вытекает, что их структуру нельзя ограничивать одним типом культуровоспроизводящих или культуротранслирующих элементов.

В каждый из блоков (культуровоспроизводящий, культурорегенерирующий и культуротранслирующий) включаются следующие элементы: в первый – формы народного творчества во всем их многообразии; во второй – формы деятельности социально-культурных институтов, в третий – морфология пограничных зон народной художественной культуры. Такое соотношение и взаи­морасположение структурных элементов может существовать лишь на разной степени структурирования.

Отметим, что на каждом уровне структурирования элементы народной художественной культуры образуют целостность незави­симо от того, какой слой народной художественной культуры (архаический или современный) они представляют. Это относится как к культурно-творческим образованиям, так и к институтам, разрабатывающим, например, научное, методическое обеспечение народной художественной культуры или ее трансляцию. Большая дифференциация наблюдается на уровне элементов конкретной художественной практики (школ, студий, ансамблей), но и в этом случае их отношение к народной художественной культуре может носить весьма условный характер.

Другими словами, распределение народной художественной куль­туры по различным элементам, сегментам, частям не более чем тео­ретическое занятие. В каждом из них можно не только обнаружить следы и составные всей народной художественной культуры, но и благодаря им она остается живым и всегда современным, конкретно-историческим явлением. Традиционное включает современное, и на­оборот, современное несет в себе традиционное. Например, многие жанры художественной самодеятельности, прежде всего народного плана, теснейшим образом связаны с различными пластами традици­онной музыки, драмы, пения, танца. На стыке этих форм образуются полиэлементные явления, которые сегодня занимают значительную часть культурного пространства (фольклоризм, бытовое творчество).

Морфология народной художественной культуры как специаль­ный предмет исследования не нашла еще должного отражения, и сегодня представлены в фрагментарном виде ее отдельные слои, блоки, явления. Прежде всего это относится к фольклору и деко­ративно-прикладному искусству. Современные формы любитель­ского искусства, неофольклорного творчества более аморфны во многих отношениях и по этой причине нередко не включается в общую структуру народной художественной культуры. Поэтому здесь изложены общие подходы к проблеме, позволяющие пред­ставить различные очертания, сегменты, образования народной художественной культуры как живого организма, включающего не только сами явления этой культуры, но и множество структур, обеспечивающих ее сохранение, развитие, трансляцию. Без опре­деления их роли (весьма специфической) говорить о народной ху­дожественной культуре можно лишь как о статичном явлении, без учета всей сложности ее диалектического развития.

Через структуру народной художественной культуры, вероятно, можно проследить историческую логику становления и развития ее основополагающих элементов, но сегодня об этом приходится говорить лишь как об одной из задач истории и теории народной художественной культуры.

ЛЕКЦИЯ 3