Структура современной народной художественной культуры
Традиционные формы Инновационные формы
Архаический (традиционный) фольклор | Неофолъклор | Бытовое художественное творчество | Фольклоризм | Художественная самодеятельность |
устно-поэтический, музыкально- драматический, художественно- изобразительный, декоративно- прикладное творчество | драматический, устно- поэтический, музыкальный и т.д. | бытовое поэтическое творчество, бытовое драматическое творчество, изобразительное творчество, бытовое прикладное творчество | бытовой фольклоризм | самодеятельное литературное творчество, хореографическая самодеятельность, самодеятельное изобразительное искусство, художественное производство изделий прикладного искусства |
Если рассматривать традиционный фольклор и самодеятельное художественное творчество как разнополюсные явления, то между ними оказываются неофольклор, фольклоризм, любительское творчество, образующие между собой сложную гамму смешанных явлений и форм.
Каждый вид фольклора и художественной самодеятельности имеет свой набор (морфологию) жанров и их разновидностей. Например, музыкальная самодеятельность включает оркестры (народные, эстрадные, симфонические), инструментальные ансамбли, хоры и певческие ансамбли в том числе фольклорные, и т.д.
Таким образом, в самой народной культуре можно вычленить слой собственно традиционных образований, слой новообразований и слой, функционирующий по смешанному типу, который занимает значительно большее пространство. Речь идет о том, что слои чистого, аутентичного крестьянского, рабочего или студенческого фольклора в отдельности занимают значительно меньший объем в народной культуре, чем слои их образований; слой вторичных форм их бытования также мощнее, чем слой оригинальных образцов. Это характерно, очевидно, лишь для конца XX в. с его "смесительным упрощением" художественной жизни.
Слои новообразований в культуре образуют самостоятельное разновекторное поле, обладающее мобильностью, открытостью. Это касается как их самостоятельности в плане заимствований из других слоев культур (они и рождены этим процессом), так и динамики происходящих в них трансформаций, изменений, обновления. Сегодня наблюдается процесс заимствований не только маргинальными культурами из первоисточников, их образовавших, но и последние в свою очередь пользуются новациями от маргиналов, ибо творческий потенциал "чистых" культурных образований все более иссякает или даже иссяк. Новые открытия в народной культуре случаются на стыке разных культурных слоев, субкультур или даже с учетом заимствований от других типов культур. В качестве одного из характерных примеров можно указать на формирование фольклорных явлений на основе двуязычия. Этот тип явлений имеет существенные особенности, связанные с полиязычной или поликультурной средой, причем такие явления могут возникать как в пределах одной этнической группы (но пользующейся двумя-тремя языковыми), так и смешанных этнических групп, взаимодействие которых осуществляется по различным аспектам культурной деятельности. Этот тип фольклорных образований можно отнести к одному из неофольклорных.
Речь идет о постепенном сокращении слоя прежнего, бытовавшего еще столетие назад моноэтнического фольклора, прикладного искусства и их пополнении за счет новых форм народной культуры, которая перерабатывает образцы, жанры, приемы, средства из профессиональной и массовой культур и превращает их в новую традицию. Поэтому использовать родовые определения, сложившиеся в народной культуре (традиционность, устность, коллективность, вариативность), можно с учетом их современного прочтения, с известной долей исторической условности.
То, что вчера было традиционным, сегодня получает новое прочтение, включает в себя новые элементы. Одновременно происходит отторжение еще недавно весьма важных живых элементов, образцов, произведений, институтов.
Таким образом, можно говорить о том, что народная культура сегодня включает по меньшей мере следующие слои: архаический или крестьянский, традиционный (конкретно-исторический) фольклор, неофольклор, бытовое массовое творчество (для каждой из групп населения), фольклоризм, художественную самодеятельность. При этом не только на уровне системообразующем, но и конкретно-жанровом разделить их порой весьма трудно, ибо в каждом из них легко обнаруживаются черты и приметы других слоев народной культуры. Современный народный мастер или художник, например, являясь профессионалом, старается отражать в своем творчестве лучшие традиционные черты, но в то же время он включает новообразования, старается отвечать законам массового искусства или рынка.
Если взглянуть на народную культуру изнутри, то в ней легко обнаружить системообразующие элементы, которые представляют собой самостоятельную инфраструктуру со своими образованиями, элементами, жанрами, функционирующими по собственным законам, специфическим только для данной системы. Структура народной художественной культуры является открытой полиэлементной системой, объединяющей разнопорядковые образования, в том числе действующие в пограничных с другими слоями культуры областях.
При этом в народной художественной культуре все типы образований действуют одновременно как культуровоспроизводящие, культурорегенерирующие и культуротранслирующие. Это касается и народного мастера, и фольклорного ансамбля, и самодеятельного любительского объединения. Каждый из них выполняет свои специфические социальные, творческие, организационные задачи. В то же время внутри самой народной культуры они формируют переходные или смешанные образования, которые относятся к двум или даже к трем типам образований, например, фольклорный ансамбль является любительским самодеятельным коллективом, предметное поле деятельности которого фольклор, но в его вторичных сценических формах. Из представленных трех основных типов образований в структуре народной культуры вытекает, что их структуру нельзя ограничивать одним типом культуровоспроизводящих или культуротранслирующих элементов.
В каждый из блоков (культуровоспроизводящий, культурорегенерирующий и культуротранслирующий) включаются следующие элементы: в первый – формы народного творчества во всем их многообразии; во второй – формы деятельности социально-культурных институтов, в третий – морфология пограничных зон народной художественной культуры. Такое соотношение и взаиморасположение структурных элементов может существовать лишь на разной степени структурирования.
Отметим, что на каждом уровне структурирования элементы народной художественной культуры образуют целостность независимо от того, какой слой народной художественной культуры (архаический или современный) они представляют. Это относится как к культурно-творческим образованиям, так и к институтам, разрабатывающим, например, научное, методическое обеспечение народной художественной культуры или ее трансляцию. Большая дифференциация наблюдается на уровне элементов конкретной художественной практики (школ, студий, ансамблей), но и в этом случае их отношение к народной художественной культуре может носить весьма условный характер.
Другими словами, распределение народной художественной культуры по различным элементам, сегментам, частям не более чем теоретическое занятие. В каждом из них можно не только обнаружить следы и составные всей народной художественной культуры, но и благодаря им она остается живым и всегда современным, конкретно-историческим явлением. Традиционное включает современное, и наоборот, современное несет в себе традиционное. Например, многие жанры художественной самодеятельности, прежде всего народного плана, теснейшим образом связаны с различными пластами традиционной музыки, драмы, пения, танца. На стыке этих форм образуются полиэлементные явления, которые сегодня занимают значительную часть культурного пространства (фольклоризм, бытовое творчество).
Морфология народной художественной культуры как специальный предмет исследования не нашла еще должного отражения, и сегодня представлены в фрагментарном виде ее отдельные слои, блоки, явления. Прежде всего это относится к фольклору и декоративно-прикладному искусству. Современные формы любительского искусства, неофольклорного творчества более аморфны во многих отношениях и по этой причине нередко не включается в общую структуру народной художественной культуры. Поэтому здесь изложены общие подходы к проблеме, позволяющие представить различные очертания, сегменты, образования народной художественной культуры как живого организма, включающего не только сами явления этой культуры, но и множество структур, обеспечивающих ее сохранение, развитие, трансляцию. Без определения их роли (весьма специфической) говорить о народной художественной культуре можно лишь как о статичном явлении, без учета всей сложности ее диалектического развития.
Через структуру народной художественной культуры, вероятно, можно проследить историческую логику становления и развития ее основополагающих элементов, но сегодня об этом приходится говорить лишь как об одной из задач истории и теории народной художественной культуры.
ЛЕКЦИЯ 3
- А. С. Каргин
- Раздел I. Народная художественная культура как предмет изучения
- Народная художественная культура в структуре культуры общества
- Структура художественной культуры
- Структура народной художественной культуры
- Структура современной народной художественной культуры
- Ценностная система архаической культуры в современной народной культуре
- Народная художественная культура города
- Взаимодействие искусств в традиционной художественной культуре