Диагностика агрессивного поведения
Самая страшная из грозящих нам катастроф — уничтожение человеческого в человеке.
Ю. Шрейдер
Открытая, явная агрессивность легко диагностируется наблюдением за состоянием и поведением ученика. Враждебное, озлобленное состояние нельзя спутать ни с каким другим. Конечно, первой реакцией педагога будет предотвращение надвигающейся беды. Так поступают всегда: состояние разгорячившегося ученика необходимо сначала унять, а потом уже обращаться к здравому смыслу и выяснению причин. Видя агрессивные намерения ученика, его готовность перейти к действию или само начало акта жестокости или насилия, учитель будет:
—не раздумывая разнимать детей, уводить разгорячившегося, разнервничавшегося ребенка в такое место, где тот мог бы побыть некоторое время один, пока не успокоится;
—немедленно выяснять причину возникновения агрессивного состояния школьника. Если оно было умышленно спровоцировано оскорбительным поведением другой стороны — выкрикиванием обидных слов, плевками, бросанием предметов — учинить строгий разбор поведения, применить при необходимости «шоковую терапию», повести дело так, чтобы обидчику впредь не повадно было совершать подобные действия. Оскорбительное поведение учеников должно пресекаться самым решительным образом;
— при разборе поведения принимать во внимание не всю предысторию отношений между детьми, в которой никто и никогда не разберется, а лишь последний, предшествующий инциденту поступок. Так больше шансов поступить справедливо. Применяя целенаправленное наблюдение, можно понять большинство состояний, предшествующих агрессивному поведению детей.
Признаки агрессивности:
• упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя;
• драчливость;
• постоянная или длительная подавленность, раздраженность;
• беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
• жестокое обращение с животными;
• стремление оскорбить, унизить;
• властность, стремление настоять на своем;
• эгоцентризм, неспособность понять других;
• эмоциональная глухота, душевная черствость;
• самоуверенность, завышенная самооценка.
Чтобы удостовериться, нет ли ошибки в ваших диагностических оценках, понаблюдайте дополнительно, как ребенок реагирует на:
—ваши поручения, просьбы, требования;
—обращения, предложения, просьбы одноклассников;
—внезапное изменение ситуации.
Если реакции неадекватны, то с большой долей вероятности можно утверждать, что агрессивное состояние имеет место. Для того чтобы убедиться в агрессивном состоянии ребенка, его намерении, скрытом побуждении, агрессивной фантазии, можно использовать специальные тесты, сочинения на заданную тему, беседы с учениками.
Для изучения особенно трудных случаев, общей эмоциональной запущенности, психических отклонений могут быть назначены консультации с врачами, педагогические консилиумы, психиатрические экспертизы. Во всех случаях диагностические обследования проводятся так, чтобы дети не могли догадаться, о чем именно хочет узнать учитель.
Для работы в классе
Диагностические методики
Название: Одно предложение.
Форма, метод: Сочинение на заданную тему.
Цель: Выяснить, как оценивает себя ребенок, какие свои качества он считает самыми важными и хочет о них сказать всем.
Оборудование: Листочки бумаги, ручки всем детям.
Реализация: Попросите детей дописать предложение «Я ...». Пусть напишут, что захотят. Обычно, пишут то, что является главной частью их «Я—концепции», например: «Я учусь на "хорошо" и "отлично"», «Я люблю животных», «Я помогаю своей маме».
Вариации: Можно усложнить задание и попросить детей назвать одно или несколько своих главных качеств, например: «Я высокий и сильный». Не нужно подсказывать, следите, чтобы дети не списывали друг у друга. В последнем случае это задание окажется бесполезным.
Обработка результатов: Ответы изучите, сделайте выводы. Наиболее интересные и неизвестные вам сведения внесите в личные карточки учеников. Сравните с материалами, которые уже имеются в вашем распоряжении. Если вы ведете статистический анализ, то добавьте соответствующие баллы в графы учеников. Выводы: Устанавливаются дети, требующие повышенного внимания и коррекции поведения.
Диагностические методики
Название: Узнай себя.
Форма, метод: Тест.
Цель: Составить представление об агрессивных наклонностях учеников.
Оборудование: Планшетик для тестов с новым заданием.
Реализация: Детям предлагается тест и определяется время на его заполнение (не более 2 мин.). Затем планшетики с ответами собираются и обрабатываются.
Тест:
Говорят, что ты:
1. Нарушаешь школьные правила.
2. Любишь смеяться над другими.
3. Можешь ударить товарища.
4. Любишь драться.
5. Ругаешься плохими словами.
6. Не имеешь друзей.
7. Можешь сломать дерево.
8. Обзываешь детей.
9. Бьешь свою кошку, собаку.
10. Говоришь одно, а делаешь другое.
Вариации: В зависимости от возраста и уровня развития детей можно «разбавить» тест ничего не значащими вопросами, чтобы скрыть его направленность. Объем теста возрастет.
Обработка результатов: 8—10 ответов «да» — у ребенка могут быть агрессивные наклонности. 6—8 положительных ответов — агрессивные наклонности проявляются умеренно, А—6 — слабо.
Выводы: Не надейтесь, что ответы будут откровенными. Нельзя из этого теста делать существенные выводы. Его результаты лишь дополнят имеющиеся у вас сведения и несколько прояснят ваши представления о ребенке.
Коррекционные методики
Название: Я и другие.
Форма, метод: Коррекционная игра.
Цель: Выяснить, как ребенок оценивает себя в сравнении с другими детьми. Важно, чтобы он задумался над тем, что другие с ним поступают точно так же, как и он с ними. Результаты этого теста станут поводом для этической беседы на эту же тему.
Оборудование: Листы бумаги, ручки всем детям.
Реализация: На доске учитель показывает образец заполнения листочка с ответами. Страница делится пополам вертикальной линией. В левой колонке пишем «Я», а в правой — «Другие» Детей просят написать одно под другим все свои качества, а также качества, которые они наблюдают у одноклассников. Например:
Я Другие
Честный Не помогают мне
Добрый Жадные
Смелый
Не злой
Помогаю другим
Вариации: Можно задавать готовые качества. Важно, чтобы дети их понимали и умели достаточно четко определять. В 3—4 классах тест может предлагаться под названиями: «Как ко мне относятся другие?», «Почему ко мне относятся хорошо (плохо)?», «Что мне необходимо сделать, чтобы другие относились ко мне хорошо?».
Обработка результатов: Важны не количественные данные — кто больше качеств выделит у себя и у других, а представление об общем климате взаимоотношений в классе. Сопоставление «Я — другие» всегда высвечивает много скрытой и неожиданной информации.
Выводы: В конце серии целенаправленных дел дети должны отчетливо понять, что свое поведение каждый человек обязан корректировать по отношению к другим людям. «Как ты, так и к тебе» — главный результат коррекции поведения.
Коррекционные методики
Название: Я поступаю так.
Форма, метод: Тест-игра.
Цепь: Накопить информацию для проведения коррекционных упражнений и бесед.
Оборудование: Распечатки теста.
Реализация: Детям раздаются листочки с утверждениями, из которых они должны выбрать те, с которыми согласны.
Я поступаю так
Когда меня обижают, я даю сдачи. | Когда меня обижают, я молча ухожу |
Когда меня обзывают, я обзываюсь тоже. | Я никогда не обзываю других. |
Когда другие дети плюются, и я плююсь. | Когда другие дети плюются, я никогда не плююсь. |
Когда другие дети говорят нехорошие слова, и я говорю тоже | Когда другие дети говорят нехорошие слова, я никогда их не повторяю |
Когда дети обижают животных, я тоже так делаю. | Когда дети обижают животных, я так не делаю |
Вариации: Можно дополнять сколько угодно конкретными, важными для понимания ситуации и воспитания утверждениями.
Обработка результатов: Проверка искренности детей. Если учитель видит, что ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие условия, где бы он обмануть не смог.
Выводы: Применяется для диагностики и коррекции всех форм девиантного поведения.
- К студентам
- Предмет и задачи коррекционной педагогики
- Жизнь, общество, школа, дети
- Задачи коррекционной педагогики
- Из истории коррекционной педагогики
- Понятие «норма» в воспитании
- Как изучать ребенка
- Комплексная диагностическая программа
- Принципы и методы педагогической коррекции
- Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
- Гуманистическая основа воспитания
- Общие методы коррекционной работы
- Специальные методы педагогической коррекции
- Отношения между учителем и учениками
- Снижение эмоциональной напряженности
- Эмоциональные состояния школьника
- Коррекция тревожности
- Импульсивный ребенок
- Помощь депрессивным детям
- Преодоление депривации и фрустрации
- Профилактика эмоциональных перегрузок
- Коррекция отклоняющегося поведения
- Причины и следствия аномального поведения
- Классификация отклоняющегося поведения
- Формы и уровни отклоняющегося поведения
- «Кризис-7»: поведение учителя
- Проблемы адаптации детей к школе
- Коррекция группового поведения
- Социально запущенные дети
- Асоциальное поведение школьника
- Выявление и коррекция нечестности
- Преодоление грубости и сквернословия
- Борьба с курением
- Профилактика алкоголизма и наркомании
- Аффективные дети
- Дети из неполных семей
- Помощь неуспевающим школьникам
- Почему они плохо учатся
- Какие бывают отстающие ученики
- О школьной зрелости
- Коррекция неуспеваемости
- Помощь в обычном классе
- Инфантильные дети
- Коррекция агрессивного поведения детей
- Причины детской агрессивности
- Агрессивное поведение педагогов
- Диагностика агрессивного поведения
- Ослабление агрессивности
- Учитель и семья школьника
- Труд и ответственность учителя
- Советы учителю
- Воспитание детей в семье
- Виды семейного воспитания
- Содержание и методы
- Педагогическая поддержка семьи