Борьба с курением
Рассчитывать, что дисциплину можно создать только одной проповедью, одними разъяснениями, — это значит рассчитывать на результат чрезвычайно слабый.
А. С. Макаренко
Во всем мире ужесточаются запреты против курения. В июне 2000 г. Финляндия приняла беспрецедентные меры, объявив табак канцерогенным веществом (от лат. cancer— рак) и поставив табакокурение вне закона. Крутые меры принимаются и в других странах и уже дали положительные результаты. В США, например, благодаря комплексным национальным мероприятиям количество курильщиков за последние 10 лет снизилось в два раза. Люди окончательно поняли: курение — это большое зло. Ничего, кроме вреда здоровью, ослабления общества и государства, оно не дает. Баснословные прибыли, которые получают компании, производящие сигареты, не могут возместить и десятой доли тех потерь, которые несет от курения общество.
Почему же значительное число людей все же курит? Одновременно действует несколько побуждающих причин: генетическая склонность, социальное наследование, стремление отрегулировать с помощью сигареты внутреннее равновесие. Некоторых гонит неосознанная потребность в повышении напряжения, побуждающая переживать новый опыт, связанный с риском и даже угрозой для жизни. Другие, наоборот, ищут в табаке спасение от напряженности жизни. Третьи сами не знают, зачем они берут в руки сигарету.
Дети начинают курить, подражая взрослым и сверстникам. Исследования устойчиво подтверждают, что большинство курильщиков пристрастились к курению в школьные годы. Некоторые приобщаются к этому занятию очень рано, бывает, в 1—2 классе. В 4-м классе одной из школ, где проводились исследования, пробовало курить или курило уже 63% мальчиков. Школа в данном случае стала источником нездорового увлечения. На вопрос «Где ты впервые попробовал курить?» больше половины опрошенных учеников 1—4-х классов называют школу (двор, сад, туалет), а потому улицу, дорогу из школы домой, домашний двор.
Каким-то образом сложились представления, о том, что курение — символ независимости, признак внутренней силы.
В этом большая вина кино, телевидения и современной литературы. Мы привыкли видеть, как герои нервно курят, когда волнуются, жадно затягиваются перед принятием ответственного решения, красиво выпускают струи дыма в минуты задумчивости, облегченно и с наслаждением закуривают, когда трудная ситуация позади.
Насмотревшись супержизни, редко какой мальчишка удержится от соблазна. К счастью, у многих от этого сразу же ухудшается самочувствие: часто бьется сердце, кружится голова, подташнивает. На некоторое время это сдерживает попытки повторить. Боязнь показаться перед сверстниками слабым заставляет его продолжать курить.
Никотин, содержащийся в табаке, как известно, относится к группе наркотиков и, как всякий наркотик, способен вызвать болезненное пристрастие. Насколько быстро формируется это пристрастие, во многом зависит от индивидуальных особенностей организма. Но совершенно бесспорно одно: чем моложе организм, тем быстрее возникает пристрастие к наркотику. Если ребенок превозмогает начальные тягостные ощущения от табака, у него довольно быстро вырабатывается пристрастие к никотину. В 5—9-х классах нам встретятся уже курильщики заядлые, со стажем, не расстающиеся с пачкой сигарет. Нередко даже родители смиряются с таким положением и выдают деньги на сигареты.
Все сказанное относится в первую очередь к мальчикам, но и среди девочек в последнее время все чаще наблюдаются случаи курения.
Курение — сформированная неправильным воспитанием дурная привычка. Свое начало она берет от невинного желания попробовать вкус сигареты. Табак, как и любой наркотик, уже с первого раза дает реакцию привыкания, побуждает желание попробовать еще раз.
Через сигарету ребенок пытается самоутвердиться, повысить свое «Я». Он устал от постоянных указаний взрослых, которые сами делают то; что ему запрещают: нельзя курить, а сами курят, нельзя ругаться, а сами ругаются и т. д. Не может понять ребенок (а кто может?), почему это так. И решает: нужно попробовать, проверить. Путь взросления в его представлении один — начинать курить, пить, сквернословить.
Отсюда и главное направление борьбы с табакокурением — не запрещать, не наказывать, не сдерживать, а предоставлять возможности для самореализации, самоутверждения без сигареты, во рту. Но это лишь общее утверждение: сколько людей, столько способов преодоления привычки. Известны случаи, когда помогали запреты, наказания, строгий контроль. Но точно так же все средства оказывались бессильными, когда ребенок или подросток не хотели отказываться от своих удовольствий, ломать свою привязанность. Ни слезы матери, ни увещевания учителей, ни пример умершего от рака родственника, ни отцовский ремень не давали положительных результатов. Почему? Внутренняя позиция оказывается сильнее. Проявилась онав силе или в слабости — неспособности преодолеть пагубную привычку — безразлично.
Ученые утверждают, что нельзя достичь полного избавления от табакокурения.
Заметив, что некоторые ученики в классе начинают проявлять интерес к сигарете, учитель должен провести серию воспитательных воздействий. Поскольку нет универсального метода предотвращения зла, то все имеющие в его распоряжении средства: от дружеского предупреждения для склонных его понять и принять — до строгих наказаний, запугиваний для строптивых. Многие родители, даже те, кто сам курит, не желают, чтобы курили их дети, и сами просят учителей применять любые методы наказания.
Педагог не должен занимать позицию стороннего наблюдателя. В серию профилактических мероприятий необходимо включить следующее:
- беседы на антиникотиновую тему для всех детей с иллюстрацией знаменитой лошади, изображение которой в старой школе постоянно висело на видном месте для устрашения начинающих курильщиков. На некоторых детей это производит впечатление и удерживает от соблазна. Пусть дети рисуют на этом плакате, пишут свои замечания, имена курильщиков;
-для юных рационалистов учитель предложит компьютерную программу «Закурим, старик?» из серии воспитательных тестов. Компьютер попросит ввести возраст, количество выкуриваемых в день сигарет, проведет наглядные вычисления и покажет, что будет с нашим курильщиком через год, два, десять. Заканчивается сеанс устрашающими болезнями. На некоторых детей это производит большое впечатление;
- для любопытных детей, которые пробуют курить из желания попробовать, учитель предложит шутливую игру — полизать горчицу или хрен, понюхать дурно пахнущие растения, попробовать кислые и противные плоды. В беседе учитель посмеется — неужели некоторым людям нужно самим во всем убедиться?
—наблюдателей-философов учитель попросит подождать со своим решением курить до более зрелого возраста. «Когда вырастет у тебя седая борода, тогда бери трубку и устраивайся у окна. Кури, размышляй и благодари своего учителя, что предостерег тебя когда-то от опасности — ты жив, а многих уж нет»;
—самостоятельным детям учитель объяснит, что курение — это не проявление независимости, а, наоборот, зависимость от никотина;
—зависимым детям, склонным подчиняться, педагог посулит суровое наказание за нарушенное обещание;
—мнительным детям помогают рассказы о вредных последствиях для здоровья, которые приносит никотин;
—с авантюристами он затеет игру «Конфетка вместо сигаретки». Войдет в контакт с родителями, запасется леденцами и будет «подкармливать» энтузиастов за послушание. Исподволь внушит: сладкий пряник вкуснее горького дыма;
—педагогически запущенным и «безнадежным» скажет просто: «Больше куришь, скорее умрешь, делай, что хочешь!» Может статься, что этот «взрыв» вместо привычного учительского сюсюканья отрезвит курильщика, заставит его понять, что он сам будет виноват во всех своих бедах.
Некоторые родители практикуют довольно жестокий способ: ребенка заставляют выкурить 2—3 сигареты подряд, чтобы ему стало дурно. Тем самым вырабатывается стойкое отвращение ккурению. Способ рискованный, ибо никотиновое отравление может протекать тяжело. Но тем не менее этот метод естественных последствий заслуживает внимания. Понимая свою ответственность за здоровье школьников, учитель ведет борьбу против табакокурения. Средств у него достаточно, необходимо проявить в этом лоте настойчивость.
- К студентам
- Предмет и задачи коррекционной педагогики
- Жизнь, общество, школа, дети
- Задачи коррекционной педагогики
- Из истории коррекционной педагогики
- Понятие «норма» в воспитании
- Как изучать ребенка
- Комплексная диагностическая программа
- Принципы и методы педагогической коррекции
- Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
- Гуманистическая основа воспитания
- Общие методы коррекционной работы
- Специальные методы педагогической коррекции
- Отношения между учителем и учениками
- Снижение эмоциональной напряженности
- Эмоциональные состояния школьника
- Коррекция тревожности
- Импульсивный ребенок
- Помощь депрессивным детям
- Преодоление депривации и фрустрации
- Профилактика эмоциональных перегрузок
- Коррекция отклоняющегося поведения
- Причины и следствия аномального поведения
- Классификация отклоняющегося поведения
- Формы и уровни отклоняющегося поведения
- «Кризис-7»: поведение учителя
- Проблемы адаптации детей к школе
- Коррекция группового поведения
- Социально запущенные дети
- Асоциальное поведение школьника
- Выявление и коррекция нечестности
- Преодоление грубости и сквернословия
- Борьба с курением
- Профилактика алкоголизма и наркомании
- Аффективные дети
- Дети из неполных семей
- Помощь неуспевающим школьникам
- Почему они плохо учатся
- Какие бывают отстающие ученики
- О школьной зрелости
- Коррекция неуспеваемости
- Помощь в обычном классе
- Инфантильные дети
- Коррекция агрессивного поведения детей
- Причины детской агрессивности
- Агрессивное поведение педагогов
- Диагностика агрессивного поведения
- Ослабление агрессивности
- Учитель и семья школьника
- Труд и ответственность учителя
- Советы учителю
- Воспитание детей в семье
- Виды семейного воспитания
- Содержание и методы
- Педагогическая поддержка семьи