К студентам
Отклоняющееся поведение большинства детей — вызов нашего времени, разорвавший долгую тишину благополучия.
Писать книгу о детях с отклонениями в развитии и поведении нелегко, слишком много отрицательных эмоций ложится на душу. Нелегко и вам будет изучать эту проблему — за ней всегда трудные судьбы, искалеченные жизни. Но что делать, если число детей с отклонениями в поведении, тревожных, эмоционально неустойчивых, неуравновешенных и агрессивных растет. Каждый день школьные учителя озабочены вопросом, как поступать с детьми, поведение которых вышло из общепринятых норм.
Картины школьного насилия нового века ужаснули людей во всем мире.
Коллегия Министерства образования РФ (1997), рассмотрев проблемы школьной дезадаптации, воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, констатировала:
—от 15 до 50 % здоровых детей испытывают различные трудности в школе;
—40 % детей подвергаются насилию в семьях и столько же — в школах;
—95 % социально дезадаптированных детей имеют психические отклонения;
—лишь 10 % детей, нуждающихся в психокоррекционной помощи, могут ее получить;
—около миллиона детей школьного возраста в РФ оказались вне образовательной системы; возвратиться в нормальное русло и стать полноценными гражданами они смогут лишь после эффективной педагогической реабилитации.
Всем нашим детям, каждому даже благополучному ребенку, не совершившего пока ничего предосудительного, нужна немедленная и квалифицированная педагогическая помощь. Не поможет ему врач. Он наблюдает больного, страдающего физически и душевно ребенка в специфических условиях больничной палаты.
Его приборы скажут о содержании гемоглобина в крови, температуре тела и подвижности нервных процессов. О состоянии души они ничего не скажут, равно как и об отношениях с людьми, поведении в этом сложном мире.
Не поможет ребенку психолог. Своими тестами он распознает нарушения речи, внимания, памяти или мышления. И в его наблюдениях ребенок будет вырван из своей среды, из нормальной жизни. Он нервничает и ошибается, снижая свои показатели. Об истинной сущности ребенка, мотивах его деятельности и поведения тесты ничего не скажут. Нет пока тестов для целостного, живого, деятельного в естественной ситуации ребенка.
Увы, мало помогают ребенку и родители. Видели ли вы, как изменяется поведение ребенка в их присутствии? Ребенок на глазах демонстрирует двойные стандарты поведения. Семья вырабатывает свои правила поведения, создает свою атмосферу, рождает и воспитывает особые отношения. Ребенок здесь не такой, какой он в реальной жизни, вне дома, в окружении других людей.
Только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях — в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учитель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А, поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.
Не всякий учитель сможет помочь ребенку, но только тот, кто хорошо овладел необходимыми знаниями специальной психологии, специальной педагогики, а также практическими навыками. Многим специалистам видится выход в необходимости дать педагогу второе специальное образование, чтобы он умел работать и с проблемными, исключительными детьми.
Нельзя не согласиться и с тем, что не дети виноваты, а наша несовершенная и неоперативная образовательная система, которая неспособна помочь им преодолеть эти трудности. Как подтверждает практика, школа по причине недостаточной педагогической грамотности учителей зачастую не только не может помочь ребенку выйти из тупика тревожного, эмоционально неустойчивого состояния, но иногда даже усугубляет его душевный дискомфорт, подталкивает его к отклоняющемуся поведению. Да и сам характер школьных отношений в том виде, в каком они имеют место, содержит целый набор факторов, способных вызвать, развить и углубить девиантное поведение.
Уже на студенческой скамье будущий педагог должен усвоить, что главная ценность школы — дети, их жизнь. Ребенок не средство, а цель воспитания, поэтому не ребенка следует приспосабливать к школе, а наоборот — школа, учителя будут приспосабливаться к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень.
Сегодня остро стоит проблема развития особой педагогики — педагогики помощи, защиты детей, так называемая коррекционная педагогика, наука педагогической заботы и доброты, которая раскрывает общие и конкретные зависимости между причинами возникновения отклоняющегося поведения, его следствиями, способами преодоления. Она объясняет, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.
Учебное пособие поможет вам, будущим учителям, научиться распознавать проявления действительно отклоняющегося поведения ребенка, чтобы не ругать его за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить. Опираясь на коррекционную педагогику, вы будете осуществлять по-настоящему индивидуальный подход к каждому ученику, сможете реализовать на практике гуманное личностно-ориентированное воспитание.
В пособие вы найдете основные теоретические положения, необходимые для понимания сущности, содержания, организации многотрудного процесса помощи детям. Главное внимание в нем уделено практическим вопросам коррекционного воспитания в обычном школьном классе. Каждая глава завершается вопросами для самопроверки, списком литературы для дополнительного изучения. Краткие выводы по каждой главе подытожены в опорных конспектах. Они служат основой для сознательного воспроизведения главных понятий и терминов, позволяют вам быстро вспоминать основные положения и структуру изученного материала, облегчают понимание сложных зависимостей, систематизируют и закрепляют их.
Успеха вам!
- К студентам
- Предмет и задачи коррекционной педагогики
- Жизнь, общество, школа, дети
- Задачи коррекционной педагогики
- Из истории коррекционной педагогики
- Понятие «норма» в воспитании
- Как изучать ребенка
- Комплексная диагностическая программа
- Принципы и методы педагогической коррекции
- Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
- Гуманистическая основа воспитания
- Общие методы коррекционной работы
- Специальные методы педагогической коррекции
- Отношения между учителем и учениками
- Снижение эмоциональной напряженности
- Эмоциональные состояния школьника
- Коррекция тревожности
- Импульсивный ребенок
- Помощь депрессивным детям
- Преодоление депривации и фрустрации
- Профилактика эмоциональных перегрузок
- Коррекция отклоняющегося поведения
- Причины и следствия аномального поведения
- Классификация отклоняющегося поведения
- Формы и уровни отклоняющегося поведения
- «Кризис-7»: поведение учителя
- Проблемы адаптации детей к школе
- Коррекция группового поведения
- Социально запущенные дети
- Асоциальное поведение школьника
- Выявление и коррекция нечестности
- Преодоление грубости и сквернословия
- Борьба с курением
- Профилактика алкоголизма и наркомании
- Аффективные дети
- Дети из неполных семей
- Помощь неуспевающим школьникам
- Почему они плохо учатся
- Какие бывают отстающие ученики
- О школьной зрелости
- Коррекция неуспеваемости
- Помощь в обычном классе
- Инфантильные дети
- Коррекция агрессивного поведения детей
- Причины детской агрессивности
- Агрессивное поведение педагогов
- Диагностика агрессивного поведения
- Ослабление агрессивности
- Учитель и семья школьника
- Труд и ответственность учителя
- Советы учителю
- Воспитание детей в семье
- Виды семейного воспитания
- Содержание и методы
- Педагогическая поддержка семьи