Проблемы адаптации детей к школе
Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу, подыгрывает и сюсюкает, вместо того чтобы воспитывать и переделывать его характер.
А. С. Макаренко
Ребенок, несмотря на свое желание посещать школу, хорошо учиться, трудно привыкает к ее требованиям. Сложности адаптации (от лат. adapto— приспособляю) нередко становятся причиной отклоняющегося поведения. Если у ребенка эти сложности оказались запредельными, тогда формируется устойчивое отрицательное отвращение к школе, учителям и учебе. Поэтому на проблему адаптации учителю необходимо обратить особо пристальное внимание и сделать все от него зависящее, чтобы адаптация оказалась для ребенка легко преодолимой.
Нервная система шестилетних почти подготовлена к школе. Но в то же время этот возраст является одним из самых сложных в жизни ребенка: его организм очень чувствителен к различным воздействиям внешней среды. Процесс адаптации 6—7-летних детей к школьному обучению сопровождается выраженным напряжением центральной нервной системы и всех систем вегетативного обеспечения.
Поступление в школу, смена режима жизни, привыкание к новому коллективу и его требованиям являются довольно сильными стрессовыми факторами. Как показали исследования медиков и педагогов, трудности, связанные с адаптацией к школе, испытывают все дети. При этом различают адаптацию трех степеней тяжести: 1) легкой, при которой состояние напряжения организма проявляется в виде изменения поведенческих реакций, ухудшения сна и аппетита, снижения массы тела (эти явления, как правило, компенсируются в течение первой четверти); 2) средней, при которой неблагоприятные изменения в организме сохраняются в течение первого полугодия, и 3) тяжелой, когда наступает заметное ухудшение здоровья, особенно к концу учебного года.
Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов. Среди них есть такие, которые могут регулироваться школой, — санитарно-гигиенические условия обучения, режим работы в классе и в группе продленного дня, объем учебной нагрузки, психологический климат в детском коллективе. Эти факторы сочетаются с состоянием здоровья ребенка, степенью его готовности к школе, условиями дошкольной жизни.
Детям с недостаточным уровнем подготовленности к школе («незрелые» дети) значительно труднее адаптироваться к школьному распорядку. Они чаще других не справляются с полным объемом учебной нагрузки, предложенной программой. Такие дети вызывают обеспокоенность педагогов, потому что именно из них формируются в дальнейшем группы отстающих. Успеваемость у «незрелых» детей, как показывают исследования (Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова), по трем основным предметам — чтению, письму, математике — всегда ниже, чем у «зрелых». Если же такие дети имеют хорошую успеваемость, то она достигается ценой напряжения и перенапряжения всех функциональных систем, что нередко приводит к развитию неврозов.
Чтобы облегчить привыкание детей к школе, систематическому труду, необходима согласованная коррекционная работа всего педагогического коллектива. Для облегчения адаптации составляются четкие правила поведения, которые помогают детям без раздумий и напряжения сразу приступить к их выполнению. Школа без правил существовать не может. Правила содержат разделы: поведение в школе, дома, общественных местах.
«Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания, веди себя хорошо на уроке. Не опаздывай на занятия» — так сформулировано первое правило в школьном Уставе. Помогая детям, учитель растолкует смысл и содержание каждого требования. «В школу надо приходить вовремя, опрятно одетым, причесанным, в вычищенной обуви. Когда в класс входит взрослый — директор, учитель, в знак уважения и приветствия все должны встать. Разговаривать со старшими надо стоя, не перебивать их, спросить разрешения, когда хочешь что-то сказать. Чтобы ответить, необходимо поднять руку» — эти навыки изо дня в день будет отрабатывать и закреплять учитель.
Особенное внимание учитель уделит вопросу, как одеваться для школы, что можно приносить с собой. Одежда и вещи, как известно, являются сильными источниками детской депривации. Потому учитель потребует, чтобы одежда не была дорогой, она может не быть новой, но обязательно чистой. Именно чистота одежды, а не ее вид и стоимость служат показателем культуры.
Обсудим профессиональный секрет
Со страниц педагогической прессы не уходит вопрос о школьной форме. Пока что все «за» и «против» не помогли решить проблему. Обсуждается также вопрос о введении предельной стоимости одежды школьника. А как вы относитесь к этим вопросам?
Учитель объяснит и другие правила, которые надо соблюдать в школе: гуляя по коридору, держаться правой стороны; разговаривать с товарищами спокойно, не кричать и не бегать, чтобы не мешать окружающим. На большой перемене дети идут в столовую или буфет, предварительно вымыв руки. Когда придет время первого дежурства, первоклассник узнает, что во время перемены класс необходимо проветривать.
С первых дней учитель будет приучать дежурных, санитаров, цветоводов выполнять новые обязанности по классу, следить за чистотой, вытирать доску, поливать цветы. Надо помочь детям, которые не справляются с этими поручениями. Такие дети переживают и огорчаются. Поэтому важно не только поощрять стремление ученика хорошо выполнить порученное дело, но попросить детей, у которых это хорошо получается, помочь ему.
Правила, которые ребенок должен выполнять дома:
1. Соблюдать распорядок дня. С пользой проводить свободное время.
2. Ежедневно делать утреннюю гимнастику. Всегда быть чистым и опрятным.
3. Слушаться родителей и старших членов семьи, помогать им.
Правила поведения в общественных местах также объясняются и обсуждаются в школе: «Примерно веди себя в школе, дома, на улице. Здоровайся с учителями, другими работниками школы, знакомыми, товарищами при встрече с ними. Уступай дорогу и место старшим. Соблюдай правила уличного движения».
Конечно, постепенно приучая к новым обязанностям, помогая детям с ними успешно справляться, мы облегчаем им трудности адаптации и снижаем опасность возникновения девиантного поведения. Но есть более существенные причины, которые у учителей и родителей вызывают обеспокоенность. Они связаны с выбором новой социальной роли. Кем окажется ребенок среди сверстников? Как они его примут и воспримут? Каким он будет в их глазах? Общая закономерность заключается в следующем: если социальная роль и статус ребенка не будут соответствовать его представлению о себе, его внутреннему «Я», то велика вероятность возникновения девиантного поведения, связанного с самоутверждением, изменением социальной роли.
Ребенку не просто овладеть требуемыми нормами социального поведения, усвоить социальные роли. Придя в школу, он поднимается на первую ступень социальной зрелости, в его судьбе совершается значительный поворот, требующий существенной внутренней перестройки. В дошкольный период ребенок занимался в основном тем, что ему нравилось и что ему удавалось. Даже многие необходимые житейские навыки ему прививали в форме игры. Игровой элемент был ведущим и при воспитании усидчивости, сосредоточенности: совместное чтение интересной книги, раскрашивание картинок, составление узоров из мозаики и т. д. Кроме того, дома ребенка хвалили гораздо чаще, чем критиковали.
В школе ситуация иная. Содержание уроков не всегда бывает интересным, и ученик должен перестраивать свою систему мотиваций. Помимо того что необходимо выполнить не очень занимательное задание, его окружают сверстники, которые, возможно, более способны, насмешливы, недружелюбны. Ошибки, неудачи выносятся на общественный суд, и многие соученики совсем не склонны проявлять великодушие или снисходительность. Иногда возникает замкнутый круг: критика первых неудач подавляет уверенность в своих силах и снижает интерес к учебе, что в свою очередь еще более отрицательно действует на успеваемость. В результате возникает нежелание посещать школу. А если ребенок идет на занятия через силу, в подавленном состоянии, то естественно у него не будет ни должного внимания, ни сосредоточенности, ни интереса.
Исследования убеждают: ребенок, как и взрослый, прежде чем совершить какое-то действие, вольно или невольно оценивает, как оно будет воспринято окружающими. Оценка других является важнейшим регулятором и побудителем поведенческих актов. Так формируется социальная роль — необходимость совершать определенные действия, и в то же время — ожидание оценок, ответных действий. Социальная роль постигается непроизвольно, в процессе общения с другими детьми и уяснения того, что от тебя требуется и чего ты вправе требовать от других. В итоге образуется сложнейшее переплетение индивидуальных особенностей характера, личных убеждений, симпатий и антипатий с набором необходимых для данной группы поведенческих установок.
При поступлении в школу ребенку необходимо почти одновременно занять сразу две социальные позиции — по отношению к учителю и по отношению к одноклассникам. Практика показывает, что чем меньше у учителя педагогического опыта, таланта, «чутья», тем больше различия между этими позициями. Так уж получается — учитель ценит одни качества ученика (скажем, послушание и усердие), а одноклассники — другие (доброту, справедливость, честность). Подобная противоречивость социальных позиций далеко не безразлична для большинства младших школьников.
Первый, основной круг требований определяется учителем: усвоение знаний, выполнение дисциплинарных требований. Вполне естественно, среди учеников возникает здоровый дух соперничества, соревнования. Но если до школы основными условиями победы в соревновании были ловкость, сила и быстрота, т. е. физические качества, то теперь требуются усилия интеллектуальные, к которым ребенок не привык. В итоге может получиться, что привыкшие быть лидерами физически крепкие ребята оказываются в числе отстающих учеников, а скромные, застенчивые, «слабосильные» дети занимают ведущие места. Уже здесь коренятся истоки первых разочарований и неожиданностей.
В результате различные плоскости оценок причудливо пересекаются в миропонимании ребенка. То, за что хвалит учительница, не одобряют одноклассники, и наоборот. Трудно бывает ребенку осмыслить такой поток несовпадающих оценок, соотнести их между собой. Пытаясь сравнить несравнимое, ученик мучительно ищет выход и не знает, что предпринять. Обратиться к учительнице? За это могут дразнить ябедой. Спросить у родителей? Они ответят: «Самое главное — хорошо учись. Не обращай ни на кого внимания». Испуг, раздражительность, неуверенность — итог мучительных поисков. И все это у ребенка, обладающего высокими интеллектуальными способностями, не испытывающего трудностей при обучении. Еще более драматично может происходить выбор социальных позиций у детей, которым трудно дается усвоение учебного материала.
Каждый ребенок начинает свой путь в школе с каким-то уровнем самооценки. Школа будет индикатором, который выявит этот уровень, усилит или, наоборот, снизит его. Наиболее трудно приходится в школе тем детям, которое воспитывались в атмосфере всеобщего умиления, потакания детским капризам. Такие кумиры семьи, как правило, имеют очень высокий уровень самооценки, они привыкают к тому, что практически любой их поступок вызывает одобрение родителей и родственников. Их социальная роль до школы — быть в центре внимания. Однако во время учебы привычные ожидания не подтверждаются. Учительница со всеми учениками обращается ровно, не выражая к кому-либо особых симпатий или антипатий. Одноклассники тоже не склонны просто так, сразу признавать кого-то лидером, нужно сначала завоевать их уважение. Для кумира начинается пора терзаний и поисков выхода. Бывает, что главная цель этих исканий — привлечь к себе внимание любой ценой. А поскольку первоклассник еще социально незрел и желания у него преобладают над рассудком, средством достижения своей цели он избирает неадекватное поведение — а это дерзкие выходки во время уроков, бессмысленная агрессивность на переменах, постоянные конфликты. В таких условиях легко принимается роль классного шута, возмутителя спокойствия или злостного хулигана.
Немалые испытания выпадают и на долю детей, воспитанных в обстановке строгости, постоянных запретов и требований беспрекословного послушания. Главная особенность таких учеников — неуверенность в себе и недостаточная самостоятельность. Такой ученик, если даже хорошо знает материал, не поднимает руки — он не хочет выделяться. Эти школьники лишены инициативы, задора, им чужд дух соревнования. Бывает, что они охотно подчиняются гораздо менее способным, но более активным одноклассникам. Из-за слабости характера они втягиваются одноклассниками в озорные выходки, нарушения дисциплины. Наблюдаются страхи ответа у доски перед всем классом, боязнь контрольных работ. В итоге пребывание в школе является для ученика травмирующим обстоятельством, хотя его никто не обижает.
Помимо перечисленных отношений, в которых попеременно пребывает школьник (отношения с учителем, одноклассниками и домашними), все большее значение начинает приобретать дворовая компания. Здесь мир ценностей совсем иной, взаимоотношения менее формализованы, здесь больше раскованности, меньше запретов. Но в то же время внутренняя субординация может быть весьма жесткой. Чем дольше существует дворовая компания, тем сложнее в ней складываются отношения. Возникают клички, например, упитанного ребенка зовут «жирный», «жиртрест», а потом эта кличка эволюционирует в «масло» или «сало». Кличка обнаруживается в школе и становится для ребенка дополнительным источником страданий. Клички возникают и в классе, служат для учителя источником постоянной головной боли, потому что из-за них происходят постоянные обиды, драки.
Система ценностей, принятая в дворовой компании, иногда оказывает на ребенка значительное влияние. Он склонен переносить усвоенные поведенческие нормы в школьную или домашнюю обстановку. При заметном несовпадении этих норм возникают осложнения с учителями и родителями. Поскольку ребенку далеко не всегда объясняют, чем плоха его компания, или объясняют неубедительно, изменяется его доверие к взрослым. Отчуждение способно нарастать до тех пор, пока не выльется в открытые конфликты. Главная причина заключается порой в том, что нормы поведения, вынесенные ребенком из дворовой компании, не обсуждаются в спокойной, доброжелательной обстановке, а тотчас отметаются.
Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и оценка в школе, где она дается в сравнении с другими детьми, естественно, часто не совпадают. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок чаще занижает уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это, как правило, дополнительная нагрузка на психику ребенка.
Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж.-Ж. Руссо: гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что он хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы с детских лет должны быть направлены так, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.
Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире. Не имея возможности влиять на этот мир непосредственно, учителю важно учить ребенка в трудных случаях не опускать голову, прямо смотреть в глаза, вести себя спокойно и сдержанно. Сознательное спокойствие есть проявление силы духа. Чем раньше начнутся подобные упражнения, тем больше от них пользы. Стремление «опротестовывать» любые замечания, не соглашаться даже с очевидными формирует у ребенка склочный, вздорный, мелочный характер. Поэтому учителям так важно учить детей признавать ошибки, прямо о них говорить себе и другим.
Таким образом, адаптация детей к школе, усвоение социальных ролей оказывают значительное воздействие на их развитие и поведение. Одно из главных новообразований младшего школьного возраста — рефлексия, формирование которой бурно происходит у семилетних. Ребенок выполняет новую (сравнительно с дошкольником) социальную роль, занимает другую социальную позицию. Рефлексия — это осознание ребенком, как он воспринимается другими в общении, деятельности, и включает следующие составляющие: каким ребенок видит себя сам и каким видят его другие дети. Эти позиции принадлежат также и партнерам, поэтому рефлексия — это процесс зеркального отражения. Когда рефлексия полностью формируется и осознается, ребенок становится подростком.
- К студентам
- Предмет и задачи коррекционной педагогики
- Жизнь, общество, школа, дети
- Задачи коррекционной педагогики
- Из истории коррекционной педагогики
- Понятие «норма» в воспитании
- Как изучать ребенка
- Комплексная диагностическая программа
- Принципы и методы педагогической коррекции
- Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
- Гуманистическая основа воспитания
- Общие методы коррекционной работы
- Специальные методы педагогической коррекции
- Отношения между учителем и учениками
- Снижение эмоциональной напряженности
- Эмоциональные состояния школьника
- Коррекция тревожности
- Импульсивный ребенок
- Помощь депрессивным детям
- Преодоление депривации и фрустрации
- Профилактика эмоциональных перегрузок
- Коррекция отклоняющегося поведения
- Причины и следствия аномального поведения
- Классификация отклоняющегося поведения
- Формы и уровни отклоняющегося поведения
- «Кризис-7»: поведение учителя
- Проблемы адаптации детей к школе
- Коррекция группового поведения
- Социально запущенные дети
- Асоциальное поведение школьника
- Выявление и коррекция нечестности
- Преодоление грубости и сквернословия
- Борьба с курением
- Профилактика алкоголизма и наркомании
- Аффективные дети
- Дети из неполных семей
- Помощь неуспевающим школьникам
- Почему они плохо учатся
- Какие бывают отстающие ученики
- О школьной зрелости
- Коррекция неуспеваемости
- Помощь в обычном классе
- Инфантильные дети
- Коррекция агрессивного поведения детей
- Причины детской агрессивности
- Агрессивное поведение педагогов
- Диагностика агрессивного поведения
- Ослабление агрессивности
- Учитель и семья школьника
- Труд и ответственность учителя
- Советы учителю
- Воспитание детей в семье
- Виды семейного воспитания
- Содержание и методы
- Педагогическая поддержка семьи