logo

Жизнь, общество, школа, дети

Жизнь ребенка не рай, а драма.

Я. Корчак

Современная жизнь, отношения между людьми характеризуются повышенной напряженностью. Среди общих причин, ее породивших, выделяются экологические, техногенные, социальные, экономические, информационные, моральные, бытовые и др.

Их сильное и одновременное воздействие приводит к тому, что обычный человек чувствует себя незащищенным, испуганным, зависимым. Он не может ничего изменить, ни на что повлиять, ему приходится во всем подчиняться, ко всему приноравливаться. Жестокие вспышки насилия, бунты, терроризм, религиозная и межнациональная нетерпимость — закономерный результат распрямления туго сжатой пружины человеческой психики.

Огромное влияние на состояние психики имеет экологическая напряженность, которая становится главным источником возникновения острых социальных проблем. Люди живут в загрязненных районах, у них рождаются больные дети, из-за стихийных бедствий многие покидают родные места.

Войны, бандитизм и терроризм — это уже почти повседневная норма нашей жизни. Дети, испытавшие силу разрушительной стихии, побывавшие заложниками у террористов, вкусившие хлеба беженца, обездоленные и беспризорные, — они воспринимают мир совсем по-другому, смотрят на жизнь недетскими глазами. Долгая реабилитация и коррекция требуется для их возвращения к нормальной жизни.

Рассмотрим факторы усиления напряженности:

1. Общее состояние общества. В переходный период оно значительно ухудшилось. И хотя непосредственной угрозы жизни людей нет, они испытывают дискомфорт, напрягают свою жизнь. В этом видятся и недостатки прошлого воспитания, не сумевшего сформировать у людей главное — разумные потребности, управление своими инстинктами.

2.     Забвение норм христианской морали. Мы грубо растоптали вечный кодекс гуманизма, разрушили основы духовной жизни, нравственного здоровья. Рано или поздно людям придется возрождать забытые ценности — долг, грех, срам — без них не выжить и трудно рассчитывать на улучшение ситуации.

3. Перегруженность негативными эмоциями. Человек больше не чувствует удовольствия от жизни. Его дни проходят в повседневном ожидании худшего. Тревожность, обеспокоенность, нервозность стали обычными спутниками нашего существования. Частые и резкие колебания эмоциональных состояний создают реальную угрозу здоровью.

4.     Разобщенность людей. Напряженность исчезает или существенно снижается, когда люди объединены, защищают и поддерживают друг друга. Расслоение общества по многочисленным признакам ведет к обособленности социальных групп, их взаимному отчуждению.

5.     Несогласованность воспитательных влияний. Цели, которые ставят социальные институты, формирующие человека, не совпадают и плохо согласуются между собой. Школа, семья, средства массовой информации, органы власти, правосудия, политические и религиозные организации действуют разобщенно, вызывая сумятицу в умах, раздоры и противоречия.

Давно известно: школа — зеркальное отражение общества. Все процессы и их последствия, как положительные, так и отрицательные, происходящие в общественной жизни, немедленно переносятся на школу, оседают и в ней закрепляются. Хорошо взрослым, хорошо детям. Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школам, где создают комплекс условий для возникновения и увеличения напряженности. Пока будет плохо в обществе, в семье, будет плохо и в школе. Не бывает, чтобы в замкнутой системе в одном месте было хорошо, а в другом нет. Вот почему общее «загрязнение» общества, человека, общий упадок нравственности, отражаются и на детей, создают бесчисленные проблемы.

Общественная напряженность неизбежно порождает школьную. Она ощущается как состояние неуравновешенности, неопределенности, неустойчивости, незащищенности. Ей в одинаковой мере подвержены и учителя, и ученики. Если отношения между ними вместо стабильного и безопасного состояния балансируют на грани разрушения и неизвестно, куда повернут и повлекут их завтрашние события, — это и есть напряженность. Неуютно в такой школе всем. Дети острее всех ощущают свою незащищенность, непрочность отношений, и только одному Богу известно, куда толкнут их переживания. Поведение школьников становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

Дети все остро чувствуют и переживают. Не понимая умом содержания и сложности проблем, они интуитивно ощущают общую атмосферу, реагируют на ситуацию так, как подсказывают им их чувства. Напрасно хотим мы видеть их другими. Дети, как это было и будет всегда, соответствуют сложившимся условиям жизни. Они, как принято говорить, отражение, продукт своей эпохи. Винить их в чем-то и неразумно, и негуманно. Как следствие, показатели психических расстройств и заболеваний в группе 7—15-летних школьников постоянно повышаются ив некоторых регионах достигли уже угрожающих величин. За последние 5 лет возросла смертность подростков от суицидов (самоубийств). Большинство подростков употребляют наркотические и токсико-соматические средства, алкоголь. Стремительно растет число детей с отклоняющимся поведением. Для многих это причина неудавшейся жизни, искалеченной судьбы.

Отклоняющееся поведение — естественная защитная реакция ребенка в мире жестокости и безнравственности.

В общем педагогическом смысле отклоняющееся поведение детей — это нарушение установленных норм, принятых правил поведения. Но не только видимыми и неблаговидными действиями оно характеризуется. Отклоняющееся поведение детей — это прежде всего нравственное отношение к жизни, ее стиль и стержень, переживание, моделирование, построение.

На рост школьной напряженности сильно влияет ускорение темпа жизни. Стремление взрослых успеть, опередить в конкурентной борьбе за выживание жестоко калечит детскую жизнь. Непомерные нагрузки с раннего детства, конечно же, не способствуют плавному развитию.

По данным профессора С. Р. Вершловского, проводившего социологическое обследование по заказу Министерства образования РФ, очень многие ученики испытывают серьезные психофизиологические нагрузки в школе, жалуются на различные физические недомогания: сонливое состояние, раздражительность, головные боли, боли в желудке, бессонницу. Учатся с интересом и стараются учиться как можно лучше лишь около 26 % детей. Ходят в школу только по необходимости — 30 %. Для многих учеников школа, по их выражению, — «мука», «казарма», «тюрьма».

Более ста лет назад К.Д. Ушинский написал: «Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское». Теперь уже совершенно очевидно, что именно школьная напряженность есть главная причина возникновения всевозможных отклонений детского поведения.

Появившиеся исследования (Б. Спок, 1990; А. Гармаев, 1999) связывают отношение ребенка к миру уже с его внутриутробным развитием. Это прежде всего запечатление зародышем душевных сил матери, ее морального состояния, которое проявляется в отношениях к отцу, собственным родителям, ко всем людям. Мама либо добра и приветлива, либо у нее уже нет сил терпеть, и тогда она срывается в досаду, обиду, раздражение, гнев. Все эти состояния запечатлеваются ребенком в неспособности любить, заботиться, терпеть. Естественно, что такие дети легко будут срываться в истерику, злобу. Едва задень — начинается плач, чуть потребуй — в ответ упрямство или гнев. У ребенка нет сил быть в добром расположении к людям. В возрасте 5—7 лет такие дети проявляют сильную неврастению, выставляют свое «я сам» и упорствуют в нем, часто капризничают, обижаются.

Причин возникновения напряженности множество — от внутренних до внешних, от врожденных до приобретенных. И все они, скрытые и явные, действуют сообща. Всех детей с отклоняющимся развитием и поведением разделим на две большие группы: 1) тех, у кого это отклонение вызвано болезнью и 2) тех, у кого оно вызвано приобретенными скверными привычками.

Дети с органическими повреждениями (так называемые органики) — это больные, страдающие от разнообразных повреждений мозга и отягощенной наследственности. Их отклоняющееся поведение — следствие болезни. Таких детей лечат, обучают и воспитывают в специальных учреждениях, но спецшколы и специальные профессиональные училища уже не могут обеспечить потребности России в их воспитании. С легкой, иногда даже средней формой органических нарушений дети воспитываются в обычных школах, и тут их отклонения в развитии и уже заранее и жестко запрограммированы.

Вторая, самая многочисленная группа учеников с отклоняющимся поведением — это здоровые, не имеющие органических повреждений, но испорченные дети, которые уже приобрели плохие привычки, и их поведение «выпадает» из рамок нормы. К сожалению, неорганические причины отклоняющегося поведения более опасны, так как усвоенные ими в детстве привычки негативного поведения являются причиной искалеченных судеб.

Органические повреждения центральной нервной системы вызваны в основном физиологическими и физическими причинами: патологией беременности матери, частыми болезнями, ушибами головы и др. Неорганические повреждения связаны с расстройствами души — нравственности, эмоций, характера.

Каждый ребенок — центр, обнесенный концентрическими окружностями. Самый близкий к нему круг — родители, бабушки и дедушки, братья и сестры; второй круг — родственники и близкие люди; третий — класс, друзья во дворе и в школе; четвертый — школа, улица, микрорайон; пятый — поселок, деревня, город; шестой — страна; седьмой — все человечество. И каждый из них является источником напряженности и одновременно источником борьбы с нею. Эти круги генерируют настолько противоречивую информацию, оказывают такое взаимно противоположное давление, что взрослые теряются в этом поле так же легко, как и дети.

Мы и раньше знали, что ребенок опутан многими сферами, но представляли себе их действие сплошь положительным. Но это не всегда так. В равной степени оно может быть и отрицательным. Вопрос в том — чего больше в каждый конкретный момент — напряженности или умиротворения. Если мы сумеем ответить на него, то скажем, каким вырастет ребенок.

Ребенок постоянно находится в силовом поле, созданном противоположными, противонаправленными силами. Что делать? К какому берегу пристать? Трудно ему. Не получая поддержки, объяснений, любви и заботы, он часто совершенно случайно оказывается там, где ему никогда не хотелось быть, где он себя не мог представить. Но шаг сделан, и возврата нет. Своими неокрепшими силами ребенок неспособен разорвать опутавшую против его воли паутину дурного.

Механизм распространения всего дурного в школе известен — это заражение. Это как грипп: один чихнул, десять заболели. Точно так же распространяются в классах вредоносные вирусы курения, сквернословия, хулиганства, неуважения к старшим и др. Когда-то с этим боролись: чтобы предотвратить опасное распространение вредоносных действий, от зачинщиков тут же избавлялись. Теперь мы не можем и не должны так поступать.

Подведем краткий итог. Повышенная напряженность общественной и школьной жизни является общей причиной неправильного течения воспитания, сбоев и отклонений в поведении школьников, возникновения многочисленных и сильных препятствий на пути становления личности, низкой эффективности педагогического влияния.

Обсудим профессиональный секрет

На семинарском занятии обсудите тему: «Школа — источник опасности для ребенка». Постарайтесь найти ответы на вопросы:

1. Действительно ли школу можно считать опасным местом?

2.Какие аргументы можно привести «за« и «против»?

3.Откуда исходит угроза?

4.Что нужно сделать, чтобы превратить школу в дом радости?