Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.
Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.
Коротко остановимся на некоторых вопросах методики ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.
- 1. Родной язык и его значение для развития личности ребенка. Основные задачи дошкольных учреждений в области развития речи детей.
- Методологические основы методики развития речи.
- Естественно-научные основы методики развития речи.
- Понятие профессиональной готовности специалистов к работе по развитию речи детей.
- Становление методики развития речи как науки.
- 6. Анализ статьи к.Д. Ушинского «Родное слово».
- 7. К. Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку.
- 8. Учебная книга к.Д. Ушинского «Родное слово». Анализ учебного материала в книге.
- 9. Основные вопросы методики развития речи дошкольников в книге е.И. Тихеевой «Развитие речи детей».
- 10. Е.И. Тихеева о роли среды в развитии личности ребенка.
- 11. Е.И. Тихеева о словарной работе в детском саду.
- 12. Анализ программы развития речи детей дошкольного возраста.
- 13. Средства реализации программы развития речи.
- Занятия как форма обучения родному языку детей дошкольного возраста.
- Сущность, значение, задачи и содержание словарной работы в детском саду.
- Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста.
- Методика словарной работы в процессе ознакомления с предметами.
- Методика развития словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов.
- Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий.
- Дидактические игры и упражнения как средство лексического развития детей.
- Анализ литературы по проблемам словарной работы.
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для развития ребенка.
- Закономерности усвоения морфологической и синтаксической системы русского языка детьми дошкольного возраста.
- Типичные трудности освоения детьми грамматической стороны речи, их причины.
- Методика обучения грамматически правильной речи на занятиях.
- Анализ пособия о.И. Соловьевой «Говори правильно».
- Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка, задачи и содержание работы по возрастным группам.
- Особенности усвоения звуковой и произносительной стороны русской речи детьми дошкольного возраста.
- Этапы обучения правильному звукопроизношению.
- Методика формирования звуковой культуры речи дошкольников в возрастных группах.
- Анализ литературы по проблемам воспитания звуковой культуры речи.
- Понятие связной речи, ее функции и формы.
- Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний.
- Беседа как метод обучения диалогической речи.
- Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах.
- Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.
- Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
- Методика обучения описательной речи по картинам.
- Методика обучения повествовательной речи по картинам.
- Методика обучения описанию пейзажной картины и натюрморта.
- Обучение детей пересказу литературных произведений.
- Виды занятий по обучению рассказыванию, их специфика.
- Приемы обучения рассказыванию, своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания и этапа обучения.
- Роль художественной литературы в развитии личности ребенка. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
- Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
- Принципы отбора произведений для чтения и рассказывания детям.
- Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
- Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.
- Работа с книгой в детском саду.
- Е.А. Флерина о художественном слове в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
- Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
- Краткий критический анализ методов обучения чтению в русской школе. Характеристика современного метода обучения грамоте детей 6-7 лет.
- Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма.
- Методика ознакомления детей со словом и словесным составом предложения.
- Методика ознакомления детей со слоговым и звуковым строением слова.
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по развитию речи в детском саду.
- Методическое руководство работой по развитию речи в дошкольных учреждениях.