Анализ литературы по проблемам словарной работы.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который, позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. ( В. И. Логинова) Постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. (Ф.А Сохин).
Значение слова с психологической стороны, в этом неоднократно убеждались психологи, есть не что иное, как обобщение или понятие. Значение слова рассматривалось как феномен мышления. Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. (Л.С. Выготский). Слово, будучи непосредственно связано с мышлением, заключает в себе успехи познавательной деятельности людей, опыт предшествующих поколений и служит средством выражения понятий. Овладевая словом, человек усваивает научные нравственные, эстетические и другие понятия, учится рассуждать, анализировать, обобщать. Слово организует, упорядочивает жизнь людей (М.В. Гамезо). Первоначально в слове оформлялась цель действия человека. Обозначенная словом, цель придавала действиям человека разумный, направленный характер. Слова фиксировали те законы, связи и зависимости, которые люди выявляли в своей практической деятельности. В словах человек планировал свои будущие трудовые действия. Они приобретали осознанный характер. Благодаря слову человек осознавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение слова изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми. (А.А. Люблинская). Оценивая психологическую и физиологическую роль слова, А.Р. Лурия пишет: « Речь, и ее следы, составляющие основу второй сигнальной системы позволяют отвлекать и обобщать сигналы действительности, формулировать намерения, создавать основу для «прогнозирования» будущего»
Ф.А. Сохин писал: «Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова и грамматические формы родного языка. Усваивая очень рано разные слова, дети относят их именно к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом исторического развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Ведь слово всегда обозначает что – то, какой – то факт, явление, предмет, признак или отношение, существующие в действительности. Глубина, полнота и правильность отражения таких фактов, признаков или связей изменяются в процессе развития ребенка». Из курса дошкольной педагогики известно, что после того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми которых в данный момент не было в его личном опыте. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии. Это расширяет границы его познавательной деятельности : он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора. (С.А. Козлова, Т. А. Куликова)
Г. А. Урунтаева отмечала: «В развитии словаря старших дошкольников наблюдается значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Ребенок рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове. Но такое обобщение, по – прежнему, строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым, словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающим.
Услышав новое слово ребенок, ребенок стремится понять его , найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаний».
В своих трудах Д. Б Эльконин отмечал: «Возникновение ряда новых видов деятельности приводит к интенсивному развитию коллективной жизни детей дошкольного возраста; на этой основе создаются коллективы детей, объединённые общим замыслом. Значительно расширяется и круг жизненных отношений ребенка. Он выходит за пределы узкосемейных связей. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становится доступными не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - всё большее место в его жизни занимают предметы, люди, отношения, с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по читаемым ему книгам, по рассматриваемым картинкам, из различных дидактических игр».
А.Н. Леонтьев утверждал: «Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов».
По словам М.М. Алексеевой и В. И. Яшиной, усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формировании я понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение словарем и лексическим значением слова происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Овладевая речью, ребенок не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя и вслух, а говорить – значит думать. Слово есть материальная оболочка мысли.
- 1. Родной язык и его значение для развития личности ребенка. Основные задачи дошкольных учреждений в области развития речи детей.
- Методологические основы методики развития речи.
- Естественно-научные основы методики развития речи.
- Понятие профессиональной готовности специалистов к работе по развитию речи детей.
- Становление методики развития речи как науки.
- 6. Анализ статьи к.Д. Ушинского «Родное слово».
- 7. К. Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку.
- 8. Учебная книга к.Д. Ушинского «Родное слово». Анализ учебного материала в книге.
- 9. Основные вопросы методики развития речи дошкольников в книге е.И. Тихеевой «Развитие речи детей».
- 10. Е.И. Тихеева о роли среды в развитии личности ребенка.
- 11. Е.И. Тихеева о словарной работе в детском саду.
- 12. Анализ программы развития речи детей дошкольного возраста.
- 13. Средства реализации программы развития речи.
- Занятия как форма обучения родному языку детей дошкольного возраста.
- Сущность, значение, задачи и содержание словарной работы в детском саду.
- Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста.
- Методика словарной работы в процессе ознакомления с предметами.
- Методика развития словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов.
- Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий.
- Дидактические игры и упражнения как средство лексического развития детей.
- Анализ литературы по проблемам словарной работы.
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для развития ребенка.
- Закономерности усвоения морфологической и синтаксической системы русского языка детьми дошкольного возраста.
- Типичные трудности освоения детьми грамматической стороны речи, их причины.
- Методика обучения грамматически правильной речи на занятиях.
- Анализ пособия о.И. Соловьевой «Говори правильно».
- Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка, задачи и содержание работы по возрастным группам.
- Особенности усвоения звуковой и произносительной стороны русской речи детьми дошкольного возраста.
- Этапы обучения правильному звукопроизношению.
- Методика формирования звуковой культуры речи дошкольников в возрастных группах.
- Анализ литературы по проблемам воспитания звуковой культуры речи.
- Понятие связной речи, ее функции и формы.
- Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний.
- Беседа как метод обучения диалогической речи.
- Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах.
- Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.
- Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
- Методика обучения описательной речи по картинам.
- Методика обучения повествовательной речи по картинам.
- Методика обучения описанию пейзажной картины и натюрморта.
- Обучение детей пересказу литературных произведений.
- Виды занятий по обучению рассказыванию, их специфика.
- Приемы обучения рассказыванию, своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания и этапа обучения.
- Роль художественной литературы в развитии личности ребенка. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
- Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
- Принципы отбора произведений для чтения и рассказывания детям.
- Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
- Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.
- Работа с книгой в детском саду.
- Е.А. Флерина о художественном слове в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
- Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
- Краткий критический анализ методов обучения чтению в русской школе. Характеристика современного метода обучения грамоте детей 6-7 лет.
- Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма.
- Методика ознакомления детей со словом и словесным составом предложения.
- Методика ознакомления детей со слоговым и звуковым строением слова.
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по развитию речи в детском саду.
- Методическое руководство работой по развитию речи в дошкольных учреждениях.