logo
Ответы на билеты по мрр

Анализ литературы по проблемам словарной работы.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который, позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. ( В. И. Логинова) Постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. (Ф.А Сохин).

Значение слова с психологической стороны, в этом неоднократно убеждались психологи, есть не что иное, как обобщение или понятие. Значение слова рассматривалось как феномен мышления. Поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями и в связи с этим имеет специфические особенности. (Л.С. Выготский). Слово, будучи непосредственно связано с мышлением, заключает в себе успехи познавательной деятельности людей, опыт предшествующих поколений и служит средством выражения понятий. Овладевая словом, человек усваивает научные нравственные, эстетические и другие понятия, учится рассуждать, анализировать, обобщать. Слово организует, упорядочивает жизнь людей (М.В. Гамезо). Первоначально в слове оформлялась цель действия человека. Обозначенная словом, цель придавала действиям человека разумный, направленный характер. Слова фиксировали те законы, связи и зависимости, которые люди выявляли в своей практической деятельности. В словах человек планировал свои будущие трудовые действия. Они приобретали осознанный характер. Благодаря слову человек осознавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение слова изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми. (А.А. Люблинская). Оценивая психологическую и физиологическую роль слова, А.Р. Лурия пишет: « Речь, и ее следы, составляющие основу второй сигнальной системы позволяют отвлекать и обобщать сигналы действительности, формулировать намерения, создавать основу для «прогнозирования» будущего»

Ф.А. Сохин писал: «Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова и грамматические формы родного языка. Усваивая очень рано разные слова, дети относят их именно к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом исторического развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок понимает содержание слова различно. Ведь слово всегда обозначает что – то, какой – то факт, явление, предмет, признак или отношение, существующие в действительности. Глубина, полнота и правильность отражения таких фактов, признаков или связей изменяются в процессе развития ребенка». Из курса дошкольной педагогики известно, что после того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми которых в данный момент не было в его личном опыте. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии. Это расширяет границы его познавательной деятельности : он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора. (С.А. Козлова, Т. А. Куликова)

Г. А. Урунтаева отмечала: «В развитии словаря старших дошкольников наблюдается значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Ребенок рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове. Но такое обобщение, по – прежнему, строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым, словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающим.

Услышав новое слово ребенок, ребенок стремится понять его , найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаний».

В своих трудах Д. Б Эльконин отмечал: «Возникновение ряда новых видов деятельности приводит к интенсивному развитию коллективной жизни детей дошкольного возраста; на этой основе создаются коллективы детей, объединённые общим замыслом. Значительно расширяется и круг жизненных отношений ребенка. Он выходит за пределы узкосемейных связей. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становится доступными не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - всё большее место в его жизни занимают предметы, люди, отношения, с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по читаемым ему книгам, по рассматриваемым картинкам, из различных дидактических игр».

А.Н. Леонтьев утверждал: «Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов».

По словам М.М. Алексеевой и В. И. Яшиной, усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формировании я понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение словарем и лексическим значением слова происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Овладевая речью, ребенок не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя и вслух, а говорить – значит думать. Слово есть материальная оболочка мысли.