Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка, задачи и содержание работы по возрастным группам.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.
Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
- 1. Родной язык и его значение для развития личности ребенка. Основные задачи дошкольных учреждений в области развития речи детей.
- Методологические основы методики развития речи.
- Естественно-научные основы методики развития речи.
- Понятие профессиональной готовности специалистов к работе по развитию речи детей.
- Становление методики развития речи как науки.
- 6. Анализ статьи к.Д. Ушинского «Родное слово».
- 7. К. Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку.
- 8. Учебная книга к.Д. Ушинского «Родное слово». Анализ учебного материала в книге.
- 9. Основные вопросы методики развития речи дошкольников в книге е.И. Тихеевой «Развитие речи детей».
- 10. Е.И. Тихеева о роли среды в развитии личности ребенка.
- 11. Е.И. Тихеева о словарной работе в детском саду.
- 12. Анализ программы развития речи детей дошкольного возраста.
- 13. Средства реализации программы развития речи.
- Занятия как форма обучения родному языку детей дошкольного возраста.
- Сущность, значение, задачи и содержание словарной работы в детском саду.
- Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста.
- Методика словарной работы в процессе ознакомления с предметами.
- Методика развития словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов.
- Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий.
- Дидактические игры и упражнения как средство лексического развития детей.
- Анализ литературы по проблемам словарной работы.
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для развития ребенка.
- Закономерности усвоения морфологической и синтаксической системы русского языка детьми дошкольного возраста.
- Типичные трудности освоения детьми грамматической стороны речи, их причины.
- Методика обучения грамматически правильной речи на занятиях.
- Анализ пособия о.И. Соловьевой «Говори правильно».
- Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка, задачи и содержание работы по возрастным группам.
- Особенности усвоения звуковой и произносительной стороны русской речи детьми дошкольного возраста.
- Этапы обучения правильному звукопроизношению.
- Методика формирования звуковой культуры речи дошкольников в возрастных группах.
- Анализ литературы по проблемам воспитания звуковой культуры речи.
- Понятие связной речи, ее функции и формы.
- Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний.
- Беседа как метод обучения диалогической речи.
- Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах.
- Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.
- Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
- Методика обучения описательной речи по картинам.
- Методика обучения повествовательной речи по картинам.
- Методика обучения описанию пейзажной картины и натюрморта.
- Обучение детей пересказу литературных произведений.
- Виды занятий по обучению рассказыванию, их специфика.
- Приемы обучения рассказыванию, своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания и этапа обучения.
- Роль художественной литературы в развитии личности ребенка. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
- Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
- Принципы отбора произведений для чтения и рассказывания детям.
- Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
- Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.
- Работа с книгой в детском саду.
- Е.А. Флерина о художественном слове в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
- Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
- Краткий критический анализ методов обучения чтению в русской школе. Характеристика современного метода обучения грамоте детей 6-7 лет.
- Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма.
- Методика ознакомления детей со словом и словесным составом предложения.
- Методика ознакомления детей со слоговым и звуковым строением слова.
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по развитию речи в детском саду.
- Методическое руководство работой по развитию речи в дошкольных учреждениях.