11. Е.И. Тихеева о словарной работе в детском саду.
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
«Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном».
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию. Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.
Е. И. Тихеева писала: «Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей... Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».
Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п. Хорошо известна высокая оценка К. Д. Ушинским роли картинки в процессе формирования языка: «...она (картина) поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно». Великий русский педагог обосновывал ценность картинки тем, что изображение предмета возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове».
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
- 1. Родной язык и его значение для развития личности ребенка. Основные задачи дошкольных учреждений в области развития речи детей.
- Методологические основы методики развития речи.
- Естественно-научные основы методики развития речи.
- Понятие профессиональной готовности специалистов к работе по развитию речи детей.
- Становление методики развития речи как науки.
- 6. Анализ статьи к.Д. Ушинского «Родное слово».
- 7. К. Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку.
- 8. Учебная книга к.Д. Ушинского «Родное слово». Анализ учебного материала в книге.
- 9. Основные вопросы методики развития речи дошкольников в книге е.И. Тихеевой «Развитие речи детей».
- 10. Е.И. Тихеева о роли среды в развитии личности ребенка.
- 11. Е.И. Тихеева о словарной работе в детском саду.
- 12. Анализ программы развития речи детей дошкольного возраста.
- 13. Средства реализации программы развития речи.
- Занятия как форма обучения родному языку детей дошкольного возраста.
- Сущность, значение, задачи и содержание словарной работы в детском саду.
- Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста.
- Методика словарной работы в процессе ознакомления с предметами.
- Методика развития словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов.
- Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий.
- Дидактические игры и упражнения как средство лексического развития детей.
- Анализ литературы по проблемам словарной работы.
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для развития ребенка.
- Закономерности усвоения морфологической и синтаксической системы русского языка детьми дошкольного возраста.
- Типичные трудности освоения детьми грамматической стороны речи, их причины.
- Методика обучения грамматически правильной речи на занятиях.
- Анализ пособия о.И. Соловьевой «Говори правильно».
- Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка, задачи и содержание работы по возрастным группам.
- Особенности усвоения звуковой и произносительной стороны русской речи детьми дошкольного возраста.
- Этапы обучения правильному звукопроизношению.
- Методика формирования звуковой культуры речи дошкольников в возрастных группах.
- Анализ литературы по проблемам воспитания звуковой культуры речи.
- Понятие связной речи, ее функции и формы.
- Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний.
- Беседа как метод обучения диалогической речи.
- Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах.
- Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.
- Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
- Методика обучения описательной речи по картинам.
- Методика обучения повествовательной речи по картинам.
- Методика обучения описанию пейзажной картины и натюрморта.
- Обучение детей пересказу литературных произведений.
- Виды занятий по обучению рассказыванию, их специфика.
- Приемы обучения рассказыванию, своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания и этапа обучения.
- Роль художественной литературы в развитии личности ребенка. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
- Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
- Принципы отбора произведений для чтения и рассказывания детям.
- Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
- Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.
- Работа с книгой в детском саду.
- Е.А. Флерина о художественном слове в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
- Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
- Краткий критический анализ методов обучения чтению в русской школе. Характеристика современного метода обучения грамоте детей 6-7 лет.
- Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма.
- Методика ознакомления детей со словом и словесным составом предложения.
- Методика ознакомления детей со слоговым и звуковым строением слова.
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по развитию речи в детском саду.
- Методическое руководство работой по развитию речи в дошкольных учреждениях.