Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний.
Выявление таких единиц текста, как высказывание и межфразовое единство, дает представление о формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста. Однако текст как единица, прежде всего информативная и коммуникативная нуждается и в характеристиках своего строения в ином плане - функциональном, смысловом. Функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте, причем обязательно соотносительно с характером текстовой информации. Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термины - функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения. Наиболее точным по объему передаваемого значения представляется термин «функционально-смысловые типы речи» (в дальнейшем ФСТР).
ФСТР определяется характером передаваемой содержательной информации. Содержательная информация, как известно, бывает фактологическая, соответствующая эмпирическому уровню познания; концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания; методическая, заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации; эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального, нравственно-этического плана; инструктивная, содержащая ориентацию на определенные действия. Эти виды информации отдельно или совокупно содержатся в разных видах текста. Например, фактологическая, теоретическая и гипотетическая информация характеризует прежде всего тексты научные; фактологическая и эстетическая - тексты художественные; методическая - тексты учебные; тексты публицистические и газетные (синкретичные по своей сути) рассчитаны на два вида человеческой деятельности - познавательную и ценностно-ориентационную и потому совмещают в себе разные виды информации - фактологическую, оценочно-эмоциональную.
Эмпирический и теоретический уровни познания отражаются на общей специфике текстов. Они могут быть, прежде всего, констатирующего (или представляющего) типа и типа аргументирующего. Каждый из этих типов в тексте реализуется в разных формах речи или способах изложения (или ФСТР). Тексты констатирующего типа имеют ФСТР описание, повествование (характеристика-описание, сообщение-повествование). Тексты аргументирующего типа - ФСТР рассуждение (определение-объяснение, умозаключение-рассуждение). Это наиболее традиционная классификация ФСТР, в которой выделяется в основном три вида - описание, повествование, рассуждение.
Тексты констатирующего типа раскрывают признаки, свойства, качества объектов, ход эксперимента, признаки в фазисных переходах (описание); отражают динамику событий, процессов (повествование). Тексты аргументирующего типа представляют информацию в виде определения или объяснения, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение). Такой текст отражает движение мысли с указанием на причинно-следственные связи и условно-временные отношения, с использованием разных логических операций. Причем основные способы изложения (содержательно разные) могут использоваться в разных текстах. Например, техническое описание какого-либо агрегата в научно-техническом тексте и описание пейзажа, портрета персонажа, обстановки - в художественном тексте; повествование о ходе событий, действий в художественном тексте и повествование о научных исканиях, истории открытий в научном тексте; рассуждение-доказательство относительно какого-либо физического явления в научном тексте и рассуждение по поводу психологического состояния персонажа в тексте художественном и т.д.
Таким образом, функционально-смысловой тип речи - это своего рода модель коммуникации. И при определении механизмов образования текста прежде всего избирается сама модель коммуникации, т.е. учитываются конструктивные признаки речевого акта, совокупность которых и формирует модель.
К конструктивным признакам относятся:
1) коммуникативная целеустановка;
2) предмет (содержание) коммуникации;
3) признаки ситуации, в пределах которой осуществляется коммуникация;
4) социальная характеристика участников коммуникации.
Совокупность этих признаков и создает систему речевых ситуаций, а тип речевой ситуации определяет конкретную модель коммуникации (сообщения). В рамках каждого типа речевой ситуации формируются достаточно стандартные формы реализации их в тексте. Рождается стереотипность речевого поведения, которая отражается на нормах (жестких или менее жестких, свободных) речевой организации текста. Текст соответственно приобретает ту форму, которая помогает ему выполнить данную коммуникативную задачу. При этом чем более стандартен текст, тем ярче выявляются его признаки, тем более предсказуема оказывается его форма. Следовательно, цель, намерение (авторская интенция) определяют тип текста, несущего определенную информацию, а тип текста - функционально-смысловой тип речи, т.е. речевую форму.
Таким образом, текст реализует определенную коммуникативную интенцию (намерение, задачу):
1) сообщить, констатировать (описание);
2) рассказать, изобразить (повествование);
3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение, объяснение);
4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение);
5) побудить, просить, приказать (инструктаж).
- 1. Родной язык и его значение для развития личности ребенка. Основные задачи дошкольных учреждений в области развития речи детей.
- Методологические основы методики развития речи.
- Естественно-научные основы методики развития речи.
- Понятие профессиональной готовности специалистов к работе по развитию речи детей.
- Становление методики развития речи как науки.
- 6. Анализ статьи к.Д. Ушинского «Родное слово».
- 7. К. Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку.
- 8. Учебная книга к.Д. Ушинского «Родное слово». Анализ учебного материала в книге.
- 9. Основные вопросы методики развития речи дошкольников в книге е.И. Тихеевой «Развитие речи детей».
- 10. Е.И. Тихеева о роли среды в развитии личности ребенка.
- 11. Е.И. Тихеева о словарной работе в детском саду.
- 12. Анализ программы развития речи детей дошкольного возраста.
- 13. Средства реализации программы развития речи.
- Занятия как форма обучения родному языку детей дошкольного возраста.
- Сущность, значение, задачи и содержание словарной работы в детском саду.
- Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста.
- Методика словарной работы в процессе ознакомления с предметами.
- Методика развития словаря на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и материалов.
- Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий.
- Дидактические игры и упражнения как средство лексического развития детей.
- Анализ литературы по проблемам словарной работы.
- Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для развития ребенка.
- Закономерности усвоения морфологической и синтаксической системы русского языка детьми дошкольного возраста.
- Типичные трудности освоения детьми грамматической стороны речи, их причины.
- Методика обучения грамматически правильной речи на занятиях.
- Анализ пособия о.И. Соловьевой «Говори правильно».
- Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка, задачи и содержание работы по возрастным группам.
- Особенности усвоения звуковой и произносительной стороны русской речи детьми дошкольного возраста.
- Этапы обучения правильному звукопроизношению.
- Методика формирования звуковой культуры речи дошкольников в возрастных группах.
- Анализ литературы по проблемам воспитания звуковой культуры речи.
- Понятие связной речи, ее функции и формы.
- Характеристика функционально-смысловых типов связных высказываний.
- Беседа как метод обучения диалогической речи.
- Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах.
- Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.
- Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
- Методика обучения описательной речи по картинам.
- Методика обучения повествовательной речи по картинам.
- Методика обучения описанию пейзажной картины и натюрморта.
- Обучение детей пересказу литературных произведений.
- Виды занятий по обучению рассказыванию, их специфика.
- Приемы обучения рассказыванию, своеобразие их использования в зависимости от вида рассказывания и этапа обучения.
- Роль художественной литературы в развитии личности ребенка. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
- Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
- Принципы отбора произведений для чтения и рассказывания детям.
- Методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от содержания книг и возраста детей.
- Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах.
- Работа с книгой в детском саду.
- Е.А. Флерина о художественном слове в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
- Подготовка и обучение грамоте в системе работы детского сада по развитию речи.
- Краткий критический анализ методов обучения чтению в русской школе. Характеристика современного метода обучения грамоте детей 6-7 лет.
- Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма.
- Методика ознакомления детей со словом и словесным составом предложения.
- Методика ознакомления детей со слоговым и звуковым строением слова.
- Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по развитию речи в детском саду.
- Методическое руководство работой по развитию речи в дошкольных учреждениях.