Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.
Развитие познавательной активности теснейшими образом связано с такими характеристиками, как мотивация и цель. Необходимо чётко поставить цель обучения и правильно сформировать мотивацию учащихся, заинтересовать их. Познавательная активность связанна именно с потребностью учащегося в знаниях. Развитие познавательной активности учащихся реализуется с помощью различных методов, форм, средств обучения, то есть использование ТЕХНОЛОГИЙ обучения. Применяя ту или иную технологию обучения можно достичь различный уровень познавательной активности. Вопрос о "более лучшей технологии" не ставится.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся. Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление.
Организация деятельности учащихся включает постановку перед учащимися учебной задачи и создание условий для ее выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма.
Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т. е. побуждения, которыми руководствуется ученик, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами:
непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциональных проявлениях личности, на ее положительных или отрицательных эмоциях;
перспективно-побуждающие мотивы основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности;
интеллектуально-побуждающие мотивы основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания.
Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.
Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (Г.И. Щукина). Низший, элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, к действиям по образцу. Второй уровень характеризуется интересом к зависимостям, причинно-следственным связям, к самостоятельному установлению их. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний.
Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Традиционно понимаемые методы интуитивного типа относятся к креативным методам: «мозговой штурм», метод эмпатии, педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя и др. Такие методы опираются на нелогические действия учащихся, имеющие интуитивный характер.
Другой вид креативных методов обучения базируется на выполнении алгоритмических предписаний и инструкций: методы синектики, морфологического ящика. Их цель — создать логическую опору для создания учениками образовательной продукции.
Следующий вид креативных методов — эвристики, то есть приемы, позволяющие ученикам решать задачи «наведением» на возможные их решения и путем сокращения вариантов перебора таких решений.
Креативные методы обучения. Они ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.
Метод придумывания — это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Метод агглютинации - Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, скажем: горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн) - Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается «штурм» с разминки — быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и — старт.
- 1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.
- 2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.
- 3. Характеристика факторов развития личности.
- 4. Понятие о формах организации обучения в их историческом развитии.
- 5. Теория воспитания: предмет и основные понятия.
- 6. Принципы воспитания, их гуманистическая направленность.
- 7. Роль деятельности и общения в формировании личности и коллектива.
- 8. Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся. Макаренко а.С. О воспитании в коллективе.
- 9. Основные понятия и категории теории обучения.
- 10. Методы обучения и их классификация.
- 11. Общая характеристика принципов обучения.
- 12. Характеристика методов формирования положительного опыта поведения школьников.
- 13. Сущность урока как дидактического понятия. Типология уроков.
- 14. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы».
- Учебник: дидактические функции, структура и требования к нему.
- 16. Нравственное воспитание школьников в современных условиях.
- Формирование физической культуры и здорового образа жизни учащихся.
- Возрастная периодизация в истории школы и педагогики.
- Особенности педагогического процесса в сельской общеобразовательной школе.
- Основные пути экологического воспитания в современной школе.
- 21. Умственное воспитание школьников: задачи и условия повышения его эффективности.
- Становление и развитие отечественной гимназии в XVIII веке.
- Идея гуманизации образования в отечественной педагогике XIX столетия.
- 26. Русские религиозные философы о воспитании личности (п.А. Бердяев, в.В. Зеньковский, в.В. Розанов и др.)
- Проблемы содержания общего образования в современных условиях.
- Развитие общего и профессионального образования в России во второй половине XX века и начале XXI вв.
- Роль учебных дисциплин в формировании научного мировоззрения учащихся.
- Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.
- А.С. Макаренко и в.А. Сухомлинский о воспитании детей в семье.
- Л. Н .Толстой и русская народная школа.
- Современные теории развития личности за рубежом. Критический анализ содержания и методология наиболее распространенных из них.
- 35. Воспитание и образование в Царскосельском лицее (1811-1817 гг.)
- 36. Основные идеи педагогической системы в.А. Сухомлинского.
- Развитие отечественной гимназии в XIX веке.
- Методы поощрения и наказания в общеобразовательной школе.
- 39. Состояние и развитие отечественной педагогической теории и практики (20-40 гг. XX столетия).
- Основные идеи педагогической системы к.Д. Ушинского
- 41. Основные направления работы и функции классного руководителя.
- Современное образование и перспективы его развития.
- Базисный учебный план. Учебный план и программа общеобразовательной школы.
- Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.