Развитие общего и профессионального образования в России во второй половине XX века и начале XXI вв.
Период с 1950х до 21012г. Уже в конце войны выходит постановление о восстановлении школ и дальнейшем их развитии. В 49 году начинается переход к всеобщему 7илетнему образованию с 7 лет(было с 8). Сохранилось начальное обучение, сохранились типы школ интернатов, кадетские (суворовские), нахимовские корпуса.
В 1952 начинается переход к 10илетнему образованию. В 1958 переход к 8илетнему. Выходит закон об укреплению связи школы с жизнью. Он предусматривает изменение в учебных планах и в программах, в частности по литературе, истории, а именно включает вопросы о войне, о событиях строительства социализма и усилить роль партии, в воспитательной работе усилить воспитание патриотизма, интернационализма(дружба между нациями). Вместе с аттестатом выдавали свидетельство- водитель- механик, строитель, и т.д. 1-3 начальная школа, 4-8 неполное среднее, 9-10-полное среднее. В старших классах политехнические предметы (трактор, бухгалтерия, кулинария), трудовая практика.
1972г- всеобщее среднее образование закрепляется, обязательное.
1984- реформа общего образования проф. школы, на базе 9ого класса выпускается диплом о профессии и аттестат зрелости. Переход ко всеобщему проф.образованию в школе- старшие классы школы были слиты с проф.училищем.
1992- закон об образовании. Новые типы школ- гимназия, лицей, школы с углублённым преподаванием предметов. изменения коснулись проф.училищ( колледжи), изменены названия ВУЗов, предпочтение гуманитарным ВУЗам. Новые подходы к оценкам знаний, бальная и рейтинговая система, технология, модульное обучение(содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.
С 2002 года (болонский процесс)в структуре высшего образования появляется бакалавриат, магистратура. Среднюю квалификацию готовят техникумы, училища, спец.школы, проф.колледжи, проф.лицеи. в проекте федерального закона об образования РФ в редакции на 1,12,2010 общие образовательные учреждения: общеобразовательная школа 10 лет. Коррекционная школа, специальные учебно воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением(5 школа), гимназия, лицей, кадетские училища, корпуса, школы училища олимпийского резерва, школа- интернат. Специальные образовательные учреждения : проф.лицей, техникумы, училища, школа проф. с указанием характера проф деятельности. Высшее образование - колледжи, в кот реализуется программа бакалавриата. Институт, университет- подготовка научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований
Дошкольные общеобразовательные учреждения (детский сад, центр и д.р.) создаются в помощь семье для воспитания детей от 1 года до 6 лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.
Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями − гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет 3 ступени: 1 ступень – начальная школа (3-4 года); 2 ступень – основная школа (5 лет); 3 ступень – средняя школа (2-3 года). Ступени школы соответствуют трём основным этапам развития ребёнка: детство, отрочество, юность.
Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребёнка, целостное развитие её способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе уч-ся приобретают необходимые ЗУН учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе.
Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки уч-ся. С этой целью учебный план этой ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося. подготовка строится с учётом избранного уч-ся профиля обучения.
Вечерние и заочные школы для работающей молодёжи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.
Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения. Дети и подростки направляются в такие учреждения только с согласия родителей по заключению психолого-медико-педагогической консультации. Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начальное профессиональное образование. Цель: подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено, на профессионально-технических и иных училищах.
Среднее профессиональное образование. Цель: подготовка специалистов среднего звена. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумы, училища, колледжи) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование. Цель: подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования – университетах, академиях, институтах, колледжах.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Дополнительные образовательные программы: учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников и натуралистов и д.р.).
- 1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.
- 2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.
- 3. Характеристика факторов развития личности.
- 4. Понятие о формах организации обучения в их историческом развитии.
- 5. Теория воспитания: предмет и основные понятия.
- 6. Принципы воспитания, их гуманистическая направленность.
- 7. Роль деятельности и общения в формировании личности и коллектива.
- 8. Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся. Макаренко а.С. О воспитании в коллективе.
- 9. Основные понятия и категории теории обучения.
- 10. Методы обучения и их классификация.
- 11. Общая характеристика принципов обучения.
- 12. Характеристика методов формирования положительного опыта поведения школьников.
- 13. Сущность урока как дидактического понятия. Типология уроков.
- 14. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы».
- Учебник: дидактические функции, структура и требования к нему.
- 16. Нравственное воспитание школьников в современных условиях.
- Формирование физической культуры и здорового образа жизни учащихся.
- Возрастная периодизация в истории школы и педагогики.
- Особенности педагогического процесса в сельской общеобразовательной школе.
- Основные пути экологического воспитания в современной школе.
- 21. Умственное воспитание школьников: задачи и условия повышения его эффективности.
- Становление и развитие отечественной гимназии в XVIII веке.
- Идея гуманизации образования в отечественной педагогике XIX столетия.
- 26. Русские религиозные философы о воспитании личности (п.А. Бердяев, в.В. Зеньковский, в.В. Розанов и др.)
- Проблемы содержания общего образования в современных условиях.
- Развитие общего и профессионального образования в России во второй половине XX века и начале XXI вв.
- Роль учебных дисциплин в формировании научного мировоззрения учащихся.
- Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.
- А.С. Макаренко и в.А. Сухомлинский о воспитании детей в семье.
- Л. Н .Толстой и русская народная школа.
- Современные теории развития личности за рубежом. Критический анализ содержания и методология наиболее распространенных из них.
- 35. Воспитание и образование в Царскосельском лицее (1811-1817 гг.)
- 36. Основные идеи педагогической системы в.А. Сухомлинского.
- Развитие отечественной гимназии в XIX веке.
- Методы поощрения и наказания в общеобразовательной школе.
- 39. Состояние и развитие отечественной педагогической теории и практики (20-40 гг. XX столетия).
- Основные идеи педагогической системы к.Д. Ушинского
- 41. Основные направления работы и функции классного руководителя.
- Современное образование и перспективы его развития.
- Базисный учебный план. Учебный план и программа общеобразовательной школы.
- Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.