39. Состояние и развитие отечественной педагогической теории и практики (20-40 гг. XX столетия).
Школьная система, принятая в 1918 году, подвергалась некоторым изменениям - были созданы рабочие факультеты, школы-клубы для рабочих-подростков, двухлетние школы для переростков. В результате в РСФСР сложилась следующая система школьного образования:
1)начальная школа (I ступень) с четырехлетним сроком обучения;
2)семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;
3)школа II ступени (девятилетняя средняя школа) с профессионализированным вторым концентром (в ряде школ);
4)фабрично-заводские семилетки (ФЗС) — разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах;
5)школа крестьянской молодежи (ШКМ);
6)школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы;
7)рабочий факультет, дававший среднее образование рабочекрестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.
Учебный план 1927 года включал дисциплины, имевшие в виду разностороннее, естественнонаучное, общественно-политическое образование учащихся, трудовое, физическое и эстетическое их воспитание. В 1929 году были опубликованы «Программы единой трудовой школы I ступени» для городских и сельских школ. В 1930 году. При школах стали создаваться мастерские по труду, школьные производственные музеи. В результате экскурсии и занятия вне школы, а не уроки стали основными формами учебной работы.
В августе - сентября 1918 был подписано «Положения об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.» «Основные принципы», более известные как «Декларация о единой трудовой школе», провозгласили новые идейно-политические и научно-педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности советской школы. В старших классах школы рекомендовалось вводить производительный труд в промышленности и с/х. Большое место отводилось всестороннему развитию личности.
Начальная школа при этом выполняла функцию ликвидации неграмотности населения. К середине 1930-х годов в основном эта задача начального всеобуча была решена. Школа в 1930-е годы вновь вернулась к выполнению своей главной функции - общеобразовательной. Система школьного образования, сложившаяся в 1930-е годы определила развитие школы на долгое время. С 1930/31 учебного года вводилось всеобщее обязательное начальное обучение детей 8–10 лет в объёме 4 классов, а в городах и рабочих посёлках – всеобщее 7-летнее образование. В школах осуществлялся централизованный контроль учебно-воспитательной работы и содержания образования.. Возникли школы фабрично-заводского ученичества и школы крестьянской молодёжи. К 1941 в основном была решена задача организации начального всеобщего обучения. В 1930–40-е гг. восстанавливалась классно-урочная система, значительное внимание уделялось истории, географии и литературе, физико-математическим дисциплинам, вводились логика, психология и предполагалось введение латыни. Труд как учебная дисциплина, наоборот, исключался из школьных программ (с 1936). В 1930 появились комбинаты рабочего образования (7 классов). Рабочие университеты были преобразованы в техникумы. В 1936 определены два типа вечерних школ 3 года) – неполная средняя школа взрослых (на базе начальной школы) и полная средняя школа взрослых (на базе 7-летней школы). К сер. 1930-х гг. сложилась сеть внешкольных учреждений для творческих занятий детей и молодёжи: дома (дворцы) пионеров и школьников и тд.
Обстановка невиданной в истории ВОВ не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Школы развернули широкую общественно полезную работу. Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась. С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства. В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости — оканчивающими среднюю школу; 2) награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу. Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью, с трудом.
- 1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.
- 2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.
- 3. Характеристика факторов развития личности.
- 4. Понятие о формах организации обучения в их историческом развитии.
- 5. Теория воспитания: предмет и основные понятия.
- 6. Принципы воспитания, их гуманистическая направленность.
- 7. Роль деятельности и общения в формировании личности и коллектива.
- 8. Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся. Макаренко а.С. О воспитании в коллективе.
- 9. Основные понятия и категории теории обучения.
- 10. Методы обучения и их классификация.
- 11. Общая характеристика принципов обучения.
- 12. Характеристика методов формирования положительного опыта поведения школьников.
- 13. Сущность урока как дидактического понятия. Типология уроков.
- 14. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы».
- Учебник: дидактические функции, структура и требования к нему.
- 16. Нравственное воспитание школьников в современных условиях.
- Формирование физической культуры и здорового образа жизни учащихся.
- Возрастная периодизация в истории школы и педагогики.
- Особенности педагогического процесса в сельской общеобразовательной школе.
- Основные пути экологического воспитания в современной школе.
- 21. Умственное воспитание школьников: задачи и условия повышения его эффективности.
- Становление и развитие отечественной гимназии в XVIII веке.
- Идея гуманизации образования в отечественной педагогике XIX столетия.
- 26. Русские религиозные философы о воспитании личности (п.А. Бердяев, в.В. Зеньковский, в.В. Розанов и др.)
- Проблемы содержания общего образования в современных условиях.
- Развитие общего и профессионального образования в России во второй половине XX века и начале XXI вв.
- Роль учебных дисциплин в формировании научного мировоззрения учащихся.
- Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.
- А.С. Макаренко и в.А. Сухомлинский о воспитании детей в семье.
- Л. Н .Толстой и русская народная школа.
- Современные теории развития личности за рубежом. Критический анализ содержания и методология наиболее распространенных из них.
- 35. Воспитание и образование в Царскосельском лицее (1811-1817 гг.)
- 36. Основные идеи педагогической системы в.А. Сухомлинского.
- Развитие отечественной гимназии в XIX веке.
- Методы поощрения и наказания в общеобразовательной школе.
- 39. Состояние и развитие отечественной педагогической теории и практики (20-40 гг. XX столетия).
- Основные идеи педагогической системы к.Д. Ушинского
- 41. Основные направления работы и функции классного руководителя.
- Современное образование и перспективы его развития.
- Базисный учебный план. Учебный план и программа общеобразовательной школы.
- Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.