Методы поощрения и наказания в общеобразовательной школе.
Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики захваленные и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их".
Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.
Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как когда коллектив выражает недоверие воспитаннику.
Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.
Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.
- 1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.
- 2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.
- 3. Характеристика факторов развития личности.
- 4. Понятие о формах организации обучения в их историческом развитии.
- 5. Теория воспитания: предмет и основные понятия.
- 6. Принципы воспитания, их гуманистическая направленность.
- 7. Роль деятельности и общения в формировании личности и коллектива.
- 8. Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся. Макаренко а.С. О воспитании в коллективе.
- 9. Основные понятия и категории теории обучения.
- 10. Методы обучения и их классификация.
- 11. Общая характеристика принципов обучения.
- 12. Характеристика методов формирования положительного опыта поведения школьников.
- 13. Сущность урока как дидактического понятия. Типология уроков.
- 14. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы».
- Учебник: дидактические функции, структура и требования к нему.
- 16. Нравственное воспитание школьников в современных условиях.
- Формирование физической культуры и здорового образа жизни учащихся.
- Возрастная периодизация в истории школы и педагогики.
- Особенности педагогического процесса в сельской общеобразовательной школе.
- Основные пути экологического воспитания в современной школе.
- 21. Умственное воспитание школьников: задачи и условия повышения его эффективности.
- Становление и развитие отечественной гимназии в XVIII веке.
- Идея гуманизации образования в отечественной педагогике XIX столетия.
- 26. Русские религиозные философы о воспитании личности (п.А. Бердяев, в.В. Зеньковский, в.В. Розанов и др.)
- Проблемы содержания общего образования в современных условиях.
- Развитие общего и профессионального образования в России во второй половине XX века и начале XXI вв.
- Роль учебных дисциплин в формировании научного мировоззрения учащихся.
- Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.
- А.С. Макаренко и в.А. Сухомлинский о воспитании детей в семье.
- Л. Н .Толстой и русская народная школа.
- Современные теории развития личности за рубежом. Критический анализ содержания и методология наиболее распространенных из них.
- 35. Воспитание и образование в Царскосельском лицее (1811-1817 гг.)
- 36. Основные идеи педагогической системы в.А. Сухомлинского.
- Развитие отечественной гимназии в XIX веке.
- Методы поощрения и наказания в общеобразовательной школе.
- 39. Состояние и развитие отечественной педагогической теории и практики (20-40 гг. XX столетия).
- Основные идеи педагогической системы к.Д. Ушинского
- 41. Основные направления работы и функции классного руководителя.
- Современное образование и перспективы его развития.
- Базисный учебный план. Учебный план и программа общеобразовательной школы.
- Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.