Развитие отечественной гимназии в XIX веке.
Начиная с 1804 г. гимназия в России повсеместно открывается как среднее образовательное учебное заведение, успешное окончание которого открывало доступ в высшую школу; она становится одним из самых распространенных типов средних учебных заведений.
1828 года. Гимназии стали средними общеобразовательными заведениями со сроком обучения в семь лет. Сохраняется преемственность с университетом. В гимназии изучались словесность и логика, немецкий и французский языки, латынь, математика и география, статистика, история и физика. В некоторых гимназиях вводится изучение греческого языка. Гимназии стали классическими. Есть чиновник по надзору за деятельностью учителей. В 1844 году из учебных планов гимназии исключена статистика.
В 1856 г. началась разработка нового гимназического Устава, который был введен в 1864 г. Ею подготовка сопровождалась широкой гласностью в обсуждении нужд и путей преобразования средней школы. Сам министр А.В. Головнин обратил внимание на ней остатки гимназического образования: отсутствие интереса к знаниям, умственный застой и апатию учащихся и учителей.
По новому Уставу целью гимназий становилось общее образование, не предусматривающее сословных, национальных, вероисповедальных ограничений.
По этому же Уставу учреждались три типа средней школы:
1) классическая гимназия с двумя древними языками.
2) классическая гимназия с одним латинским языком.
3) реальная гимназия.
В классической гимназии изучались либо два древних языка — латинский и греческий, - либо один латинский язык в зависимости от типа гимназии; изучался и один новый иностранный язык. Преподавание латинского языка вводилось немедленно во всех классических гимназиях, а греческого постепенно, по мере подготовки учителей этого предмета.
В реальных гимназиях древние языки не преподавались, но был усилен курс естествознания, математики, физики. Изучались также два новых иностранных языка.
Другие предметы (Закон Божий, история, география) преподавались в одинаковом объеме в обоих типах гимназии.
Устав разрешал преобразовывать существующие гимназии с учетом местных потребностей. Имеющиеся 80 гимназий были разделены так: 16 гимназий классические с двумя древними языками; 16 — реальные, остальные гимназии классические, но с одним латинским языком. Частные гимназии были не только мужскими, разрешались и женские гимназии.В начале 60-х годов был сделан шаг вперёд в отношении женского образования. Женские училища могли быть 2-х разрядов:
1. Обучение 6 лет. Изучалось: закон Божий, русский язык, словесность, арифметика, география, история, естествознание, физика, чистописание и рукоделие. Необязательные предметы: немецкий и французский языки, рисование, музыка, пение и танцы.
2. Обучение 3 года. Преподавались такие же основные предметы, что и в 1 разряде, но в более сокращённом варианте. Дополнительные предметы не изучались. В них принимались девочки всех сословий.
Устав гимназии и прогимназии 1871г. По этому уставу все мужские гимназии были преобразованы в классические. Изучали древние. Было исключено естествознание. Математика сводилась к запоминанию различных формул. По географии заучивали названия. Вместе с Уставом 1871 г. гимназия впервые получила общегосударственные программы, до этого времени их не было. С 1875 г. гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и отправление всех церковных обрядов: постов, исповеди и т.д. В 1887 г. вновь повысилась плата за обучение в гимназии. В результате понизился % детей недворянского происхождения. К концу XIX в. наступило разочарование классической школой. В 1901 г. был осуществлен пересмотр прежнего. В гимназию был открыт доступ всем сословиям.
- 1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.
- 2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей.
- 3. Характеристика факторов развития личности.
- 4. Понятие о формах организации обучения в их историческом развитии.
- 5. Теория воспитания: предмет и основные понятия.
- 6. Принципы воспитания, их гуманистическая направленность.
- 7. Роль деятельности и общения в формировании личности и коллектива.
- 8. Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся. Макаренко а.С. О воспитании в коллективе.
- 9. Основные понятия и категории теории обучения.
- 10. Методы обучения и их классификация.
- 11. Общая характеристика принципов обучения.
- 12. Характеристика методов формирования положительного опыта поведения школьников.
- 13. Сущность урока как дидактического понятия. Типология уроков.
- 14. Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы».
- Учебник: дидактические функции, структура и требования к нему.
- 16. Нравственное воспитание школьников в современных условиях.
- Формирование физической культуры и здорового образа жизни учащихся.
- Возрастная периодизация в истории школы и педагогики.
- Особенности педагогического процесса в сельской общеобразовательной школе.
- Основные пути экологического воспитания в современной школе.
- 21. Умственное воспитание школьников: задачи и условия повышения его эффективности.
- Становление и развитие отечественной гимназии в XVIII веке.
- Идея гуманизации образования в отечественной педагогике XIX столетия.
- 26. Русские религиозные философы о воспитании личности (п.А. Бердяев, в.В. Зеньковский, в.В. Розанов и др.)
- Проблемы содержания общего образования в современных условиях.
- Развитие общего и профессионального образования в России во второй половине XX века и начале XXI вв.
- Роль учебных дисциплин в формировании научного мировоззрения учащихся.
- Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.
- А.С. Макаренко и в.А. Сухомлинский о воспитании детей в семье.
- Л. Н .Толстой и русская народная школа.
- Современные теории развития личности за рубежом. Критический анализ содержания и методология наиболее распространенных из них.
- 35. Воспитание и образование в Царскосельском лицее (1811-1817 гг.)
- 36. Основные идеи педагогической системы в.А. Сухомлинского.
- Развитие отечественной гимназии в XIX веке.
- Методы поощрения и наказания в общеобразовательной школе.
- 39. Состояние и развитие отечественной педагогической теории и практики (20-40 гг. XX столетия).
- Основные идеи педагогической системы к.Д. Ушинского
- 41. Основные направления работы и функции классного руководителя.
- Современное образование и перспективы его развития.
- Базисный учебный план. Учебный план и программа общеобразовательной школы.
- Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.