logo
PEDAGOGIKA

8. Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся. Макаренко а.С. О воспитании в коллективе.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников.

На содержание программы оказ. влияние: Традиции школы; Особенности класса; Особенности секций, их интересы; Месторасположение школы по отношению к лесу, реке, районному центру.

Формы внеурочной воспит. работы: 1. Спортивно-оздоровительное: Работа спортивных секций; Участие в районных и городских спортивных соревнованиях и др. 2. Художественно-эстетическое: Организация экскурсий; Проведение тематических классных; Участие в конкурсах, выставках детского творчестваи др. 3. Научно-познавательное: Предметные неделиКонкурсы, экскурсии, олимпиады и др. 4. Гражданско-патриотическое: Встречи с ветеранами ВОВ и труда «горячих точек»; Тематические классные часы; Фестивали патриотической песни. 5. Общественно-полезное: Проведение субботников; Работа на пришкольном участке. 6. Проектная деятельность: Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Макаренко одним из первых выделил то, что внеурочная деятельность должна быть направлена не на обучение а на воспитание.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелепой путь качественных преобразований. АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов). Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации. На второй стадии усиливается влияние актива. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность.. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признаки коллектива на третьей стадии.

Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Большие традиции - это яркие массовые события; Малые - повседневные традиции, но не менее важны по воспитательным воздействиям.

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка и т. д. Основное требование: она должна опираться на личную заинтересованность. Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. "Коллектив является воспитателем личности".

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно.

Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутри-коллективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: 1) мажор - готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.