2. Педагогические идеи иоганна фридриха гербарта
1. Жизнь и педагогический путь.
2. Воспитывающее образование.
ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ
Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.
Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, посетив Бург-дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, посвяшенный знаменитому швейцарцу. Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был. воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психологии и педагогике, руководил линарией для подготовки учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику.
Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: {•Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник ологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» 11831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рацио-дальностью и довольно сложны для восприятия.
В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от Песта-эцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чув-гвенного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание эжет повлиять на нравственность. Гербарт считает, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет Пестолоцци, разрабатывая свое психолого-педагогическое представление. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремиться к изучению физического мира, то Гербарт не считает такой подход статочным и ставит целью создание морально-эстетического представления о мире. Поэтому естественно-научным занятиям (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитает занятия чистой математикой, классическими языками и литературой.
Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими.
Рассмотрим ключевые психологические понятия теории Гербарта. Душа (психика) человека, ничем не заполненная от рождения, имеет одно важное свойство — она вступает во взаимоотношения с окружающей средой через нервную систему. Благодаря этому в уме появляются первые представления, полученные от чувственных восприятий, а из сложных взаимодействий представлений образуются понятия, развиваются суждения и размышления. Представления детей исходят из двух источников: из практического (опытного) соприкосновения с природой и из общения с людьми. Учитель должен, расширяя опыт, развить знание, а расширяя социальное общение — развить чувства. Отсюда следовало два важных вывода:
1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния).
2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, — воспитание.
Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.
Цели и задачи воспитания Гербарт выводит из философии и этики.
Цель воспитания он определяет так: «Все дело воспитания можно суммировать в понятии нравственность». «Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания». Добродетель понимается как «идея внутренней свободы», развивающаяся у человека в процессе накопления им ' опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называет их эстетическими представлениями (свой философский трактат он назвал «Эстетическое представление о вселенной, как главная цель воспитания»). Такие представления включают в себя «пригодное, красивое, нравственное, справедливое», т.е. все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания, состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование.
Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желания. Дело воспитания — сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле.
Задачи воспитания определяются так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений выработка идеи и мотивов поведения.
Нравственность зависит от доброй воли и знания, а они в свою очередь — от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений. Воля и действие (поведение) возникают из желания, или мотивации. Отсюда итог, к которому приходит Гербарт: «Делание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбирая добро и отвергая зло, — это, а не что другое, есть образование характера»1. Действия учителя при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действиями, учитель не может «влить в душу своего ученика» силу, способную заставить его действовать. Но он создает такие условия, при которых результатом станет добродетель ученика, к этой основной цели должны быть направлены все усилия педагога.
2. ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Гербарт заложил основы теории воспитывающего образования, подразумевая под таким образованием выработку характера, что и является' "делом школы. Образование, ограниченное сообщением сведений, не влияет на существующую совокупность представлений; лишь видоизменяя имеющиеся в детской душе представления, заставляя их образовывать новое единство, можно влиять на поведение ученика.
Изменчивые представления, составляющие содержание души, определяют характер. На учителе лежит обязанность наметить характер и связь представлений, составляющих содержание детской души, что будет предопределять поведение ребенка. Если ребенок приобрел первоначальные представления в достаточном объеме, если между ними установлены гармоничные связи, а из представлений, возникших на основе социального общения, были развиты добрая воля и чувства, тогда высоконравственный характер неизбежно сформируется.
Непосредственное назначение образования — снабдить ум представлениями, установить между ними соотношения, связать их; с доброжелательством или симпатией — все это приведет к нравственным поступкам. Образование, таким образом, есть средство формирования нравственного характера «Образование формирует круг мысли, Воспитание — характер», — считает Гербарт.
Развитие многостороннего интереса. Для того чтобы сделать образование воспитывающим, необходимо развить многосторонний интерес: тогда каждый человек будет с любовью относиться ко всякой деятельности, но каждый должен быть виртуозом в одной, какую выберет.
Чрезвычайно важно, чтобы у учеников возник интерес к школьным занятиям. Возбуждение интереса — это не только средство обеспечения внимания на уроке, но и путь, обеспечивающий полное усвоение новых идей или представлений.
Задачей учителя является сочетание индивидуальности ученика с многосторонностью интересов, развитие интереса и деятельности так, чтобы в результате сформировался характер. Чтобы выполнить эту задачу, нужно позаботиться о 1) подборе подходящего содержания образования — предметов преподавания и социального общения; 2) выборе метода обучения, согласующегося с психологией ребенка,
Гербарт был убежден, что наилучшим материалом для обучения являются греческая и латинская литература и история. Вокруг них концентрируются другие учебные предметы, соответствующие психологическим особенностям ребенка.
Образование, имеющее целью развить многосторонний интерес, «должно повсюду указывать, связывать, обучать, философствовать». Имеются такие стадии обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Ясность — восприятие предметов; ассоциация — восстановление в памяти старых представлений, что способствует подготовке к восприятию нового и сочетанию нового со старым; система — выделение из общего частных понятий и связь общего понятия с ранее приобретенным знанием; метод — нахождение приложения полученных представлений в деятельности. На основании выделения этих стадий определены три универсальные формы обучений: описательная, аналитическая и синтетическая. Все их необходимо применять в совокупности.
Управление — раздел педагогики Гербарта. Оно имеет своей целью поддержание порядка, является необходимым условием воспитания и включает в себя набор средств воздействия на детей. Это — надзор, угроза, приказания и запрещения, наказания, авторитет и любовь.
Каждое из этих средств имеет в виду «укрощение дикой резвости ребенка», которой он наделен. С целью управления детьми следует не оставлять им возможностей для того, «чтобы они творили глупости». Поэтому нужно занять свободное время ребенка каким-нибудь делом. Важна любовь воспитателя к ребенку, с этой целью воспитателю следует изучить своих учеников, находить в детской душе доброе и на него опираться.
В случае необходимости нужно использовать наказания, систему которых Гербарт разработал; она широко применялась в немецких и русских гимназиях XIX в.
Влияние Гербарта на развитие западной педагогики было заметно, у него оказались последователи, составившие целое направление — «гер-бартианство». Нашли поддержку его идеи о педагогике как научной дисциплине, о развитии многостороннего интереса, о воспитывающем обучении, о необходимости специальной подготовки педагогов. Учреждение
Yandex.RTB R-A-252273-3- Курс лекций по дисциплине «История педагогики» Содержание
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 71
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г. 75
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века. 77
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 81
- Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
- Литература
- Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
- 2. Воспитание и образование в Византии.
- 3. Церковные школы в Западной Европе.
- Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
- 6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Литература
- Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в.
- Воспитание и обучение у древних славян.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
- 3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.
- Педагогические памятники X – XII вв.
- 5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
- Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век.
- Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
- 2. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
- Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
- Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
- 2. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.
- Дидактика я.А. Коменского
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Педагогические идеи джона локка
- Основные даты, жизни и деятельности
- Основные работы
- Жан жак руссо о воспитании и образовании
- Основные педагогические идеи
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.
- Тема 7. Классики западноевропейской педагогики.
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- 2. Педагогические идеи иоганна фридриха гербарта
- Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время
- Основные даты жизни и деятельности
- Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века.
- Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
- Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
- Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в.
- 1. Просвещение в России второй половины 19в.
- 2. См в таблицах
- 4. Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.
- Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и сша в конце XIX – начале XX в.
- 1. Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.
- 2. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы»
- 3.Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления
- 5.Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и современном этапе.
- Тема 11. Педагогические течения начала XX века.
- Педагогические течения 20 века на Западе и в России.
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г.
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
- Состояние народного образования и школ.
- Модернизация форм обучения и воспитания.
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
- Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь.
- 3."Белорусская модель развития " как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь.