Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.
План.
1. Демократизация образования (реформы Петра 1).
2. Закрытые сословно- дворянские учебные заведения.
3. Педагогическая деятельность Михаила Васильевича Ломоносова, Ивана Ивановича Бецкого, Федора Ивановича Янковича.
4. Педагогические взгляды и деятельность Николая Ивановича Новикова, Александра Ивановича Радищева.
К 18 в. Россия стала обширным многонациональным государством. Для развития страны, укрепления ее обороноспособности дворянское правительство Петра 1 осуществило различные реформы в области науки, техники, культуры, образования. Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита, возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), выпуск оригинальной светской и переводной литературы, открытие Академии наук и др. Крупнейшим событием в культурной жизни России стало открытие первых светских государственных школ. Первой из них была школа математических и навигационных наук, которая была открыта в Москве в 1701г. Школа являлась профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля. Первое реальное училище в Европе. Учились дети дворян (иногда и по принуждению), большое количество учащихся принадлежало к "низшим" сословиям (дети ремесленников, служителей церкви, солдат и др.) заинтересованных в получении образования и технической специальности. В школе работали профессора из Англии, но основным учителем был Леонтий Филиппович Магницкий (1669 –1739), известный математик, прекрасный педагог. В 1715 году школа переведена в Петербург, на основе ее открывается морская академия.
В период царствования Петра I (правил с 1689 – 1725), (годы жизни 1672 – 1725) были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах навигационные (в портовых городах). В Москве хирургическая, инженерная и "разноязычная" школы. На Урале горнозаводская и математическая школы. В начале 18 века открылись цифирные школы (в 1718 году их было 42), учили грамоте, письму и арифметике, а также элементарным техническим сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии. В такие школы зачислялись дети всех сословий, кроме крепостных крестьян.
Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу.
В 1725 году уже после смерти Петра I в Петербурге была открыта Академия наук. При Академии были открыты университет и гимназия. Иностранные ученые готовили русских ученых и специалистов.
Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
В 18 веке дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворян, начиная с 1731 г., создаются особые военные школы – кадетские корпусы, в которых дворянские дети готовились к военной службе в офицерских чинах.
В Петербурге и Москве открываются иностранные пансионы – частные воспитательно-образовательные заведения.
В помещичьи усадьбы приглашаются из-за границы, особенно из Франции, воспитатели и гувернеры, обучающие дворянских детей французскому языку и светским манерам.
Для духовенства организуются духовные школы, распад. Цифирные училища, некоторые из них преобразуются в гарнизонные школы для солдатских детей.
Создавая для своих детей закрытые учебные заведения, дворяне использовали достижения современной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание, применяли гуманные методы обучения. При кадетском корпусе имелись хорошая библиотека, свой театр, учащиеся учились стихосложению, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки.
Сложившаяся в России в середине 18 века сословная система образования отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия, программы школ для разных сословий были различными. Дворянские школы процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование.
Федор Иванович Янкович (1741-1814). Сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Я.А. Коменского. Образование получил в Венском университете. Принимал деятельное участие в реформе народного образования в Австрии в 1774 г. Хорошо знал опыт постановки учительской работы в Венской учительской семинарии; много работал над распространением новых методов обучения в школах сербских провинций Австрии. В 1782 г. приглашенный Екатериной 2 по рекомендации австрийского императора прибыл в Россию для работы в "Комиссии об учереждении народных училищ". Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.
Помимо работы в Комиссии Янкович с 1783 г. занимал должность директора открытого по его инициативе Петербургского главного народного училища, сочетая административную работу с учебной и научно-педагогической. с 1786 г. руководил созданием в Петербурге учительской семинарии. При создании Министерства народного просвещения был членом Главного управления училищ Российской империи. В тот же период совместно с русскими учеными-педагогами он разработал всю документацию по народным училищам, написал учебники и руководства для народных училищ. Им написаны "План к установлению народных училищ", который был положен в основу "Устава народным училищам в Российской империи", "Правила для учащихся в народных училищах" (1782), "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783), "Букварь" (1782), "Прописи и для них руководство по чистописанию" (1782), "Руководство к арифметике" (1784).
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигский университет юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французы Дидро, Руссо и русские просветители Ломоносов, Новиков. Работал чиновником в сенате, работал юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783г написал оду "Вольность" первое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины 2 был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле 1 было разрешено поселится в имении отца, а при Александре 1 он вернулся в Петербург. Работал в законодательной комиссии. Он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.
Подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765),первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель
Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.
Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета.
Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.
Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.
Считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения.
Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета.
Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.
Был сторонником принципа природосообразности: воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. Утверждал: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.
Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом.
Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.
Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды».
Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования.
Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены.
Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.
разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика.
Стремился к распространению «высоких наук» в Российском государстве и при этом на русском языке. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.
Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.
Отводил большую роль воспитанию: «...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».
Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выделял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.
Разработал педагогические условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.
Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).
Метод и условие воспитания для Ломоносова — порядок и дисциплина.
Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики
Литература
-
Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М.: Педагогика, 1986.
-
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.
-
Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.
-
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.
-
История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.
-
Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.
-
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – С.5- 123.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Курс лекций по дисциплине «История педагогики» Содержание
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 71
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г. 75
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века. 77
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 81
- Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
- Литература
- Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
- 2. Воспитание и образование в Византии.
- 3. Церковные школы в Западной Европе.
- Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
- 6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Литература
- Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в.
- Воспитание и обучение у древних славян.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
- 3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.
- Педагогические памятники X – XII вв.
- 5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
- Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век.
- Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
- 2. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
- Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
- Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
- 2. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.
- Дидактика я.А. Коменского
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Педагогические идеи джона локка
- Основные даты, жизни и деятельности
- Основные работы
- Жан жак руссо о воспитании и образовании
- Основные педагогические идеи
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.
- Тема 7. Классики западноевропейской педагогики.
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- 2. Педагогические идеи иоганна фридриха гербарта
- Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время
- Основные даты жизни и деятельности
- Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века.
- Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
- Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
- Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в.
- 1. Просвещение в России второй половины 19в.
- 2. См в таблицах
- 4. Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.
- Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и сша в конце XIX – начале XX в.
- 1. Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.
- 2. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы»
- 3.Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления
- 5.Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и современном этапе.
- Тема 11. Педагогические течения начала XX века.
- Педагогические течения 20 века на Западе и в России.
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г.
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
- Состояние народного образования и школ.
- Модернизация форм обучения и воспитания.
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
- Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь.
- 3."Белорусская модель развития " как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь.