Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь.
Белорусская школа 90-х, современная образовательная система руководствуется в учебно-воспитательном процессе следующими основополагающими документами: Закон "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Белорусской ССР" (1990), "Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь" ( Программа), Закон " О правах ребенка", "Концепция развития детского движения в Республике Беларусь", "Рекомендации по организации воспитательной работы", "Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь", " Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь", "Конституция Республики Беларусь".
Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь была одобрена постановлением Коллегии Министерства образования РБ №24 от 30 ноября 1999г. В соответствии с данной Концепцией, была разработана программа ее реализации. Программа воспитания детей и учащейся молодежи вРеспублике Беларусь состоит из семи разделов "Методологические основы разработки программы", «Духовная сфера жизнедеятельности личности», «Гуманитарная сфера жизнедеятельности», «Организационная сфера жизнедеятельности», «Материальная сфера жизнедеятельности», «Ресурсное обеспечение процесса воспитания», «Основные направления реализации концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь».
Целями программы являются создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования воспитательных систем в различных типах образовательных учреждений; упорядочение их деятельности, ориентированной на развитие социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности.
Задачи программы: способствовать повышению статуса воспитания в системе непрерывного образования в Республике Беларусь, расширению состава субъектов воспитания и координации их усилий; представить теоретические и нормативные ориентиры, помогающие педагогу принять ответственное решение по основным вопросам воспитательной работы в современных условиях; раскрыть основное содержание воспитания, которое позволит растущему человеку самоопределиться во всех сферах жизнедеятельности; стимулировать развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; активно внедрять современные технологии личностно-ориентированного педагогического взаимодействия; задать ориентиры в работе с детьми, имеющими отклонения в психофизическом и личностном развитии; охарактеризовать ресурсное обеспечение процесса воспитания детей и молодежи в республике; раскрыть содержание основных направлений реализации Концепции и Программы воспитания.
Содержание гражданского воспитания учащихся. Оптимальные методы, формы и средства гражданского воспитания
Объективными предпосылками повышения значимости гражданского воспитания учащихся являются:
• становление Республики Беларусь как суверенного государства, социально-экономические преобразования в начале 90-х гг. обусловили актуализацию проблемы воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности, т. к. государственное становление и национальное возрождение, будущее общества зависят от степени сформированности гражданских качеств его членов. Поэтому интерес к данной проблеме, не ослабевающий никогда, сегодня приобрел характер важнейшей социально-политической проблемы;
• необходимость формирования гражданских качеств определяется также развитием гражданского общества в Республике Беларусь, характеризующегося в настоящее время плюрализмом взглядов, идей, множественностью партий, молодежных объединений, движений. В этих условиях необходимо формировать умения и способности к компромиссу, терпимости к оппоненту, опыт гражданских взаимоотношений, обеспечивающих гражданский мир и согласие в обществе.
Сущность гражданственности
как комплексного личностного качества
Сущность гражданственности в самом общем плане определяется как сознательное и активное выполнение индивидом своих гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, народом, соблюдение Конституции Республики Беларусь, нравственно-правовых норм жизни.
Гражданственность предполагает сформированность конституционных, правовых позиций. личности, что обеспечивает добровольное, сознательное соблюдение выработанных в обществе социальных норм. Это своего рода стандарт поведения, имеющий побудительное и императивное воздействие на индивида.
Гражданственность как комплексное качество включает также ряд важнейших личностных качеств, в числе которых такие, как чувство собственного достоинства, самоуважение, дисциплинированность, ответственность, социальная активность, инициативность, бережливость и др.
Цель, задачи и содержание гражданского воспитания
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегрированного качества личности, включающего в себя любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственных символов — герба, флага, гимна, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Достижение указанной цели обеспечивается решением таких взаимосвязанных задач, как формирование бережного отношения к истории Отечества, его культуре, обычаям, традициям, а также уважения и почитания государственных законов, символов, ответственности за судьбу Отечества; воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства; формирование чувства гордости за достижения страны в области науки, техники, культуры, спорта; усвоение учащимися правовых норм, обеспечение их личностного смысла и потребности в соблюдении правовых норм повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранной активности учащихся; воспитание политической культуры личности, политического мышления учащихся, их способности к самостоятельной политической оценке происходящих событий общественно-политической жизни общества.
Средства, формы и методы гражданского воспитания
Основным средством гражданского воспитания является процесс обучения.
Цели и задачи гражданского воспитания объективно могут быть успешно решены в целостном учебно-воспитательном процессе благодаря богатому содержанию всех изучаемых в школе учебных дисциплин. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.
Многообразие используемых при этом общих активных форм и методов работы учителя на уроках (диалог, полилог, дискуссия, коллективная разработка и защита тематических проектов, решение проблемных ситуаций с социальным содержанием, обсуждение публикаций политического и правового содержания) содействует развитию критичности мышления учащихся, формированию у них устойчивого эмоционально-положительного отношения к изучаемым ценностным идеям.
Существенным дополнением к урочной работе по гражданскому воспитанию учащихся является внеклассная воспитательная работа, в процессе которой не только расширяется социальный кругозор учащихся, но и обогащается опыт активной гражданской позиции.
В воспитании гражданственности действенными средствами являются также труд, обеспечивающий формирование духовного здоровья личности; книга, создающая запас духовной прочности; природа, закладывающая истоки доброты, гуманного отношения ко всему живому; средства массовых коммуникаций.
Таким образом, есть все основания сделать вывод о том, что гражданственность — это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства.
Критерии сформированное гражданственности: знание Конституции Республики Беларусь, гражданских прав и обязанностей, особенностей гражданского общества; законопослушность (уважение законов); готовность к активному участию в жизни общества; сформированность потребности защищать интересы Республики Беларусь.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Курс лекций по дисциплине «История педагогики» Содержание
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 71
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г. 75
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века. 77
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 81
- Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
- Литература
- Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
- 2. Воспитание и образование в Византии.
- 3. Церковные школы в Западной Европе.
- Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
- 6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Литература
- Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в.
- Воспитание и обучение у древних славян.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
- 3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.
- Педагогические памятники X – XII вв.
- 5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
- Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век.
- Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
- 2. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
- Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
- Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
- 2. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.
- Дидактика я.А. Коменского
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Педагогические идеи джона локка
- Основные даты, жизни и деятельности
- Основные работы
- Жан жак руссо о воспитании и образовании
- Основные педагогические идеи
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.
- Тема 7. Классики западноевропейской педагогики.
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- 2. Педагогические идеи иоганна фридриха гербарта
- Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время
- Основные даты жизни и деятельности
- Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века.
- Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
- Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
- Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в.
- 1. Просвещение в России второй половины 19в.
- 2. См в таблицах
- 4. Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.
- Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и сша в конце XIX – начале XX в.
- 1. Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.
- 2. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы»
- 3.Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления
- 5.Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и современном этапе.
- Тема 11. Педагогические течения начала XX века.
- Педагогические течения 20 века на Западе и в России.
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г.
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
- Состояние народного образования и школ.
- Модернизация форм обучения и воспитания.
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
- Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь.
- 3."Белорусская модель развития " как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь.