Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборных кафедральных школ. Школы были открыты в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве. В таких школах в содержание входили: латинское чтение, грамматика, польский язык, арифметика, музыка, молитвы. Родной язык запрещается, он остался только в немногочисленных православных школах и в некоторых униацких.
Униацкие школы – открывались при монастырях, развивались под воздействием известного католического ордена – Базыльянского, готовили своих проповедников, наставников. Обычные школы давали элементарное начальное обучение, а в повышенных обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов). Открывали свои школы и другие католические ордены: бернардынские, пиарские, доминиканские и многие др.
Иезуитские школы. Католическую систему воспитания и образования в РП представляли в основном иезуитские школы (коллегии). Иезуитский орден самый мощный и воинствующий в католической религии. Девиз – "цель оправдывает средства." Школы в основном предназначались для господствующих классов. Первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г, а 1579 она стала академией. Позже открылись школы в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске и др. городах. (см. таблицу)
Братские школы. Политика окатоличивания вызвало сопротивление православного духовенства. Одной из форм религиозной борьбы стало появление и развитие среди славянских народов братских организаций или общин. Братства открывали свои школы (одна из первых в Вильно), где воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Школы способствовали формированию национального самосознания белорусов. Братские школы стали примером демократических школьных традиций. Как свидетельствуют уставы (дошедшие до нашего времени) эти учебные заведения были общеобразовательными и бессословными. Статус учащихся определялся не материальным положением, а учебой и дисциплиной. Братство брало на себя материальные затраты за учебу беднейших детей, а богатые платили. Такие школы как Виленская и Могилевская были бесплатными. Уставы таких школ так же свидетельствуют о гуманистической направленности воспитания детей и высокой нравственности учителей. Учащиеся должны были проявлять доброжелательность, покорность, послушание, чистоту мыслей, а учитель должен быть набожным, мудрым, ласковым, во всем быть примером добрых дел. В этих школах не было физического наказания, но дисциплина была строгой, использовали такие методы наказания как исключение из школы, выговор, поучение, убеждение, пример учителя. Содержание обучения было сложным: пять языков (греческий, латинский, старославянский, польский, белорусский), изучали астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозную литературу, церковный устав. Языком преподавания был старославянский. В братских школах родилась новая классно-урочная система организации обучения. Элементы этой системы появились в Виленской братской школе, а затем перешли в другие. Многое из этих рациональных элементов было взято и положено в основу педагогической концепции Я.А. Коменского. Братские школы имели большое общесословное, национальное, культурно-общественное значение, сыграли огромную роль как в истории развития белорусского просвещения, так и в развитии всемирной педагогической мысли. Начиная со второй половины 17 века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации) в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце 17 в. были закрыты все братские школы, а также арианские, кальвиниские и другие (в Беларуси насчитывался 21 тип различных школ). В 1697 году белорусский язык перестал быть государственным в КЛ и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Курс лекций по дисциплине «История педагогики» Содержание
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 71
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г. 75
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века. 77
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 81
- Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
- Литература
- Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
- 2. Воспитание и образование в Византии.
- 3. Церковные школы в Западной Европе.
- Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
- 6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Литература
- Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в.
- Воспитание и обучение у древних славян.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
- 3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.
- Педагогические памятники X – XII вв.
- 5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
- Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век.
- Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
- 2. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
- Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
- Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
- 2. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.
- Дидактика я.А. Коменского
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Педагогические идеи джона локка
- Основные даты, жизни и деятельности
- Основные работы
- Жан жак руссо о воспитании и образовании
- Основные педагогические идеи
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.
- Тема 7. Классики западноевропейской педагогики.
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- 2. Педагогические идеи иоганна фридриха гербарта
- Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время
- Основные даты жизни и деятельности
- Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века.
- Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
- Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
- Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в.
- 1. Просвещение в России второй половины 19в.
- 2. См в таблицах
- 4. Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.
- Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и сша в конце XIX – начале XX в.
- 1. Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.
- 2. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы»
- 3.Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления
- 5.Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и современном этапе.
- Тема 11. Педагогические течения начала XX века.
- Педагогические течения 20 века на Западе и в России.
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г.
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
- Состояние народного образования и школ.
- Модернизация форм обучения и воспитания.
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
- Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь.
- 3."Белорусская модель развития " как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь.