6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающихся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма, а человека признали тогда высшей ценностью на земле. Началась эпоха названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое открытие античных достижений.
Это время великих изобретений и открытий, развития культуры, науки, образования. (книгопечатание 1517, открытие Америки, морского пути в Индию, появление романского и готического стилей в архитектуре, непревзайденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланжело, поэзия Петрарки и Даите и мн. Другое).
Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем в другие западноевропейские страны. Педагоги-просветители (гуманисты) эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания Витторино да Фельтре (XVв.).
Учебно-воспитательное учреждение, названное «Дом радости», которым руководил этот педагог, стремилось развить «ум, тело и сердце». Главными предметами программы были классические языки (латинский, греческий), литература. Изучались логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически (верховая езда, бег, борьба, военизированные игры). Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. В школе занимались 80 воспитанников. Это были дети аристократов и одаренные дети.
Франсуа Рабле (1494-1553) – французский писатель, в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» критикует воспитание того времени (отказ от физических и умственных нагрузок порождают лень, болезнь, скуку) и представляет идеал гуманистического воспитания, заключающегося в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного человека.
Эразм Роттердамский (1469-1536) жил в Голландии, в Париже, в Англии. В своем сатирическом произведении «Похвала Глупости» высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка в обучении, заинтересовывать его учением.
Томазо Кампанелла (1568-1639) – итальянский философ-мыслитель написал трактат-утопию «Город Солнца» (1602 г.), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактовке описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.
Томос Мор (1478-1535) – английский мыслитель, в своем труде «Остров Утопия» или «Золотая книжка столь же полезная, кА и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). Изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считал воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта – воспитание, нравственные черты, отличающие гармонию развитого человека. Государственные школы признаны развивать в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке, обучать нужно всех: и мальчиков, и девочек.
Итак, главными идеями педагогов гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Курс лекций по дисциплине «История педагогики» Содержание
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг. 71
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г. 75
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века. 77
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе. 81
- Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах.
- Литература
- Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
- 2. Воспитание и образование в Византии.
- 3. Церковные школы в Западной Европе.
- Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы.
- 6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Литература
- Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в.
- Воспитание и обучение у древних славян.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв.
- 3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского.
- Педагогические памятники X – XII вв.
- 5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
- Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век.
- Характеристика просвещения и воспитания в древне-белорусских землях.
- 2. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.
- Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.
- Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации.
- Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
- 2. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому – 1592 – 1670.
- Дидактика я.А. Коменского
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Педагогические идеи джона локка
- Основные даты, жизни и деятельности
- Основные работы
- Жан жак руссо о воспитании и образовании
- Основные педагогические идеи
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.
- Тема 7. Классики западноевропейской педагогики.
- Основные даты жизни и деятельности
- Основные работы
- 2. Педагогические идеи иоганна фридриха гербарта
- Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время
- Основные даты жизни и деятельности
- Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине 19 века.
- Царская политика в области образования. Устав 1828 года.
- Школа и просветительские идеи в Беларуси в конце 18 начале 19 века.
- Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине 19 в.
- 1. Просвещение в России второй половины 19в.
- 2. См в таблицах
- 4. Белорусское культурно-просветительское возрождение конца 19-начала 20вв.
- Тема 10. Движение за реформу школьного образования в Западной Европе и сша в конце XIX – начале XX в.
- 1. Общее положение школы и характер зарубежной педагогической теории на рубеже XX века.
- 2. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы»
- 3.Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления
- 5.Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и современном этапе.
- Тема 11. Педагогические течения начала XX века.
- Педагогические течения 20 века на Западе и в России.
- Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.
- Тема 13. Развитие системы народного образования в ссср с 1945 по 1991 г.
- Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и сша во второй половине XX века.
- Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
- Состояние народного образования и школ.
- Модернизация форм обучения и воспитания.
- Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы XX века и на современном этапе.
- Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь.
- Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь.
- 3."Белорусская модель развития " как социальная основа организации воспитания учащихся, государственная молодежная политика в Республике Беларусь.