Имидж учебного заведения
Стратегия инновационной деятельности требует длительного изучения перспективы развития учебного заведения. Когда разработана концепция нововведений, возникает проблема имиджа учебного заведения - наглядного закрепления инновационных преобразований.
В переводе с английского «имидж» означает «образ», «отражение». Проблема имиджа учебного заведения - это проблема оформления во внешнем образе внутреннего содержания, задач и особенностей его деятельности. Значение, естественно, имеет лишь как привлекательный для родителей, педагогов, учащихся позитивный образ. Во всем мире учебные заведения тщательно формируют, сохраняют и отстаивают свое лицо.
В США, например, на это не жалеют ни времени, ни усилий, ни средств. В рыночных условиях между учебными заведениями существует жесткая конкуренция и поэтому перед каждым из них остро стоит проблема выживания, где имидж играет не последнюю роль. Создание его - это хорошо организованная реклама, главным направлением которой считается выработка «фирменного стиля». Последний включает:
• фирменный знак - зарегистрированное в установленном порядке графическое изображение, помогающее отличить учебное заведение;
• логотип - слово, являющееся полным или сокращенным названием учебного заведения;
• фирменный цвет;
• фирменный комплект шрифтов;
• фирменная константа (формат, верстка текста, оформление иллюстраций);
• фирменный блок и т. д.
Исследования показывают, что примерно 70% обучаемых и их родителей делают свой выбор под влиянием созданного учебным заведением положительного имиджа. Поддержание его является важнейшей составной частью воспитательного процесса и неотъемлемым элементом национальной программы формирования патриотизма граждан.
Конечно, наши сельские школы еще долго не будут конкурировать между собой, а вот для больших городов создание фирменного стиля учебных заведений уже становится проблемой. Создание положительного имиджа позволяет школе решать следующие основные задачи:
а) пропагандировать свои достижения;
б) закладывать в образе школы основные цели, к которым она стремится;
в) стимулировать положительное отношение широкой общественности к школе.
Уже понятно, что работа по формированию положительного имиджа должна развертываться в двух основных направлениях: внутри школы и вне ее. Очень важно создать специфическую внутреннюю атмосферу учебного заведения, показателем которой являются:
• признание идей, ценностей, интеллектуального, личностного развития человека, создание атмосферы творчества;
• соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаимопомощи, демократизма как между самими учащимися, так и между учащимися и педагогами, администрацией, педагогами и родителями;
• обеспечение условий для положительного принятия каждой личности, обучающейся или работающей в школе, взаимодействующей с ней.
Опыт лучших русских дореволюционных учебных заведений подтверждает, что важнейшей характеристикой имиджа в лучших из них были «школьные братства» с их системой традиций, обычаев, стиля, одежды и т. д. К слову, одежда как фирменный атрибут школы используется широко во всем мире. Шапки, шарфы, галстуки, воротнички, футболки, значки, ленты с гордостью носятся педагогами и учащимися, подчеркивая их принадлежность к «школьному братству».
Инновационные процессы в педагогике порождают многие проблемы, не видеть которые не имеем права. Многообразие школ - бесспорное благо. Но увлечение им может привести и к отрицательным последствиям. Одно из таких уже очевидных последствий - отсутствие реальных инноваций за броскими вывесками. В каждом почти городе России вас встретят: «Гимназия», «Академическая гимназия», «Академия», «Школа-гимназия», «Школа с гимназическими классами», «Казачий купеческо-фермерский лицей», «Кадетский корпус», «Школа радости», «Республика солнца», «Школа разноуравневого и разнонаправленного обучения» и т. д. и т. п. Естественно возникают вопросы: что стоит за этими новыми громкими вывесками? Как все это согласуется с интересами детей?
В перестроечный период стали создаваться различные типы образовательных учреждений, в том числе и для детей, склонных к умственной деятельности, - гимназии и лицеи. Приведем определения гимназии и лицея, данные в словаре-справочнике профессора В.М. Полонского.
Гимназия - общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. «Положение о гимназиях», утвержденное Минобразования России в 1990 г., предусматривает создание гимназий гуманитарного, педагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические (I-VII), собственно гимназические (VIII-IX) классы и абитура (XII класс, один год по желанию).
По материалам Госкомстата России, на начало 1993/94 учебного года в регионах Российской Федерации функционировало около 600 гимназий, в которых обучалось более 400 тыс. учащихся.
Лицей - общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю. В отличие от широкого гуманитарного гимназического это образование с более узкой дифференциацией, например лицей технико-математический, биолого-химический, технический. В лицее дается и предпрофессиональная подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения.
По данным Госкомстата России, на начало 1993/94 учебного года в регионах функционировало около 300 лицеев, в которых обучалось свыше 200 тыс. учащихся.
Вывеска еще не создает ни условий, ни возможностей, не гарантирует образования высокого качества. Лучшие учебные заведения носят скромные названия. Будем и здесь, как и во всем остальном, смотреть в корень.
Главное, что отличает гимназии и лицеи от других типов образовательных учреждений, это их особая философия, ценности, цели и образ выпускника. Содержание образования в них, скорее, не столько углублено, сколько расширено. И что самое главное - ведется многотрудная работа по межпредметной координации учебных курсов. В хорошей гимназии, в добротном лицее тщательно выбирается из нескольких возможных вариантов и обстоятельно обосновывается оптимальное соотношение математической, естественнонаучной, гуманитарной и других составляющих содержания образования, с тем чтобы выпускник был широко эрудированным человеком со сформированным системным мышлением и мировоззрением, с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства.
Сколько же нам нужно гимназий и лицеев? Их должно быть столько, чтобы ни один интеллектуально одаренный ребенок не попал в класс для детей с задержками в развитии, чтобы все дети, нуждающиеся в обучении по специальным технологиям, могли иметь такую возможность. И, конечно же, основным типом школы при этом останется обычная общеобразовательная школа адаптивного характера с развитой дифференциацией обучения, с широким набором разнообразных образовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности подавляющего большинства детей.
А. Моисеев и М. Поташник считают, что нынешняя реальная потребность населения в учреждениях повышенного уровня образования примерно в три раза меньше, т. е. в этих учреждениях обучаются не только и не столько одаренные дети, сколько обычные ребята с сохраненным интеллектом, как говорят психологи. Конечно же, они учатся с перегрузкой и потому с ущербом для своего здоровья и духовного развития. Нередко выпускники заканчивают гимназии и лицеи с чувством отвращения к учебе. Это издержки столь распространенной сейчас моды на повсеместное открытие гимназий и лицеев независимо от реальной потребности и возможностей создания этих учреждений (кадровых, материальных, научно-методических и т.д.).
VII. Инновационными называются учебные заведения, в которых:
1) внедряются нововведения или их элементы;
2) нововведения всесторонне обоснованы;
3) нововведения обязательно улучшают условия учебного и педагогического труда;
4) совершенствование ПС осуществляется преимущественно за счет внутренних резервов;
5) все ответы правильные.
VIII. В инновационных учебных заведениях повышенная эффективность достигается за счет:
1) селекции учителей и учащихся;
2) повышения нагрузок на учителей и учащихся;
3) увеличения длительности обучения;
4) внедрения более совершенных технологий;
5) смены названий и ориентации.
- К студентам
- Часть 1 общие основы
- Тема 1. Предмет и задачи педагогики
- Как контролировать себя
- Возникновение и развитие педагогики
- Учитель русских учителей
- I. Основные категории педагогики
- Педагогическая наука и педагогическая практика
- К.Д. Ушинский
- Л.Н. Толстой
- П.П. Блонский
- Система педагогических наук
- Контрольный тест
- Литература для самообразования
- Тема 2 методы педагогических исследований
- Традиционно-педагогические методы
- Педагогический эксперимент
- Экспериментальная педагогика
- Преданья старины глубокой
- Педагогическое тестирование
- Методы изучения коллективных явлений
- Количественные методы в педагогике
- Литература для самообразования
- Тема 3 общие закономерности развития Процесс развития личности
- Человек - кузнец своего счастья
- Наследственность и развитие
- Людьми родились, но не стали
- Развитие и воспитание
- Гельвеций
- Деятельность как фактор развития
- Диагностика развития
- Тесты с нами
- Литература для самообразования
- Тема 4 возрастные и ивдивидуальные особенности развития Возрастная периодизация
- Акселерация
- Неравномерность развития
- Для кого закон не писан
- Рождение стихотворения
- Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп
- Учет индивидуальных особенностей
- Способный, но ленивый
- Литература для самообразования
- Тема 5 цели воспитания Цели воспитания
- Цели воспитания в современной школе
- Задачи воспитания
- Цели воспитания в зарубежной педагогике
- А как на практике?
- Литература для самообразования
- Тема 6 педагогический процесс Педагогический процесс как система
- I I. Заполните пропуски
- Целостность педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- III. Заполните пропуски
- Этапы педагогического процесса
- Литература для самообразования
- Тема 7 педагогические инновации
- Сущность и направленность нововведений
- Учитель гуманизма
- Инновационные учебные заведения
- Имидж учебного заведения
- Оптимизация педагогической системы
- Литература для самообразования
- Тема 8 учитель современной школы Функции учителя
- Завидная должность под солнцем
- Требования к учителю
- Кому идти в учителя
- Профессиональный потенциал педагога
- Свидетельские показания
- Мастерство учителя
- Макаренковские альтернативы
- Мастерство педагогического общения
- Педагогическая квалиметрия
- Оценка труда учителей в сша
- Аттестация учителей
- Экспертиза учебных заведений
- Литература для самообразования
- Часть 2
- Скорбный и героический
- Обучение как многомерное явление
- Продукт процесса обучения
- IV. Заполните пропуски
- Конкретизация целей
- Содержание учебного процесса
- Принципы формирования содержания
- Теории организации содержания образования
- Литература для самообразования
- Тема 2 факторы обучения Дидактические причины и факторы
- Корреляция
- Комплексное влияние факторов
- Иерархия факторов обучения
- Кривые обучения
- Литература для самообразования
- Тема 3 мотивация учения Мотивы - движущие силы познания
- Теория потребностей а. Маслоу
- Изучение и формирование мотивов
- Часть 1
- Кто зачем учится?
- Но вернемся к мотивам
- Как бороться со скукой
- Стимулирование учения
- Отвергнутый бихевиоризм
- Правила: думайте о том, чего хочет учащийся
- Стимулирование педагога
- Правила: игрушки управляют миром
- Стимулирование педагога
- Описание методики
- Правильные ответы
- Литература для самообразования
- Тема 4 закономерности обучения История проблемы
- Классификация закономерностей обучения
- Конкретные закономерности обучения
- Кибернетические закономерности
- Организационные закономерности
- Содержательно-процессуальные
- Литература для самообразования
- Тема 5 принципы и правила обучения Соотношение принципов и правил
- Система дидактических принципов
- Принцип наглядности обучения
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип связи теории с практикой
- Литература для самообразования
- Тема 6 методы обучения Метод как многомерное явление
- Классификация методов обучения
- Сравнительная эффективность методов обучения
- Сущность и содержание методов обучения
- Спрашивать должен ученик
- Памятка участнику дискуссии
- Выбор методов обучения
- Литература для самообразования
- Тема 7 виды и формы обучения Виды обучения
- Компьютерный урок
- Формы обучения
- Пример конкретизации целей урока
- Типы и структуры уроков
- Поделимся опытом
- Литература для самообразования
- Тема 8 диагностика обучения Диагностика обученности
- Зарубежный опыт контролирования