П.П. Блонский
4. Педагогическая теория - абстракция. Ее практическое применение - всегда высокое искусство.
(Автор)
I Определенную отрасль знаний называют наукой, когда соблюдаются следующие необходимые условия:
• четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет;
• для его изучения применяются объективные методы исследования;
• зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;
• установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчеты.
Нетрудно заметить, что все перечисленные требования в отношении педагогики в той или иной степени соблюдены. Но именно мера соблюдения требований характеризует уровень развитости науки.
Многие теоретики педагогики, следуя принципам классификации наук, установленным немецкими философами Виндельбандом и Риккертом, относят педагогику к так называемым нормативным наукам. Причина этого - особенности познанных педагогикой закономерностей. До последнего времени они были и во многом еще остаются широкими заключениями, выражающими общие тенденции развития педагогических процессов. Это затрудняет их применение для конкретного прогнозирования, ход процесса и его будущие результаты можно предсказать лишь в самых общих чертах. Выводы педагогики отличаются большой вариативностью, неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель должен, школа должна, ученик должен»), но не обеспечивает достижение этой нормы научной поддержкой.
Нетрудно понять, почему не снимается с повестки дня вопрос о соотношении науки и педагогического мастерства. Нормы, даже установленные на основе анализа сущностей педагогических явлений, - это всего лишь абстрактные истины. Наполнить их живым смыслом способен только думающий педагог.
Вопрос об уровне теоретизации педагогики, т. е. о том пределе, при котором она еще не упускает из поля зрения человека, но и не слишком возвышается в абстракциях, превращаясь в собрание «мертвых», «безлюдных» схем, очень актуален. Попытки делить педагогику на теоретическую и нормативную (практическую) восходят к прошлому веку. «В том, что касается средств, - читаем в одной дореволюционной монографии, - педагогика - наука теоретическая, так как ее средства заключаются в знании законов, которым подчинена физическая и духовная природа человека; в том же, что касается целей, педагогика есть наука практическая».
В процессе продолжающейся и ныне дискуссии о статусе педагогики были предложены различные подходы к анализу и структурированию накопленных наукой знаний, оценке их уровня и степени зрелости самой науки. Для нас важен тот факт, что большинство исследователей во всем мире считают обоснованным и правомерным выделение из обширной области педагогических знаний теоретической педагогики, содержащей базовые научные знания о закономерностях и законах воспитания, образования, обучения. Главными компонентами системы научной педагогики являются также аксиомы и принципы. Через конкретные рекомендации и правила теория соединяется с практикой.
VIII. Заполните пробелы в тексте, вписывая отсутствующее слово (или слова).
Ответы (с правой стороны текста) закройте полоской бумаги и, после того как заполните очередной пробел (или пробелы), перемещайте ее вниз. Последовательно сверяйте сформулированный вами ответ с правильным. Если они совпадают, переходите к изучению следующего фрагмента текста, если нет - внесите исправление в ответ и постарайтесь определить причину ошибки. Аналогичным образом поступайте в дальнейшем при проработке блоков самоконтроля такого типа.
С характеристикой достоинств и недостатков подобного способа изучения материала вы познакомитесь во второй части пособия.
Научная теория характеризуется соблюдением ряда общих ….. | условий, требований |
Должен быть выделен …… исследования | предмет |
Для его изучения применяются методы исследования | объективные |
В результате исследований устанавливаются..............и.................... | закономерности законы |
Установленные закономерности и законы обеспечивают возможность ....................будущего развития педагогических процессов | прогнозирования |
Законы и закономерности педагогики имеют.............................характер | общий |
Выделяются два уровня педагогической теории:........................и
| теоретический нормативный |
В структуре педагогической теории выделяются компоненты:.................. | закономерности, принципы |
Теория соединяется с практикой с помощью....................................... | правил |
- К студентам
- Часть 1 общие основы
- Тема 1. Предмет и задачи педагогики
- Как контролировать себя
- Возникновение и развитие педагогики
- Учитель русских учителей
- I. Основные категории педагогики
- Педагогическая наука и педагогическая практика
- К.Д. Ушинский
- Л.Н. Толстой
- П.П. Блонский
- Система педагогических наук
- Контрольный тест
- Литература для самообразования
- Тема 2 методы педагогических исследований
- Традиционно-педагогические методы
- Педагогический эксперимент
- Экспериментальная педагогика
- Преданья старины глубокой
- Педагогическое тестирование
- Методы изучения коллективных явлений
- Количественные методы в педагогике
- Литература для самообразования
- Тема 3 общие закономерности развития Процесс развития личности
- Человек - кузнец своего счастья
- Наследственность и развитие
- Людьми родились, но не стали
- Развитие и воспитание
- Гельвеций
- Деятельность как фактор развития
- Диагностика развития
- Тесты с нами
- Литература для самообразования
- Тема 4 возрастные и ивдивидуальные особенности развития Возрастная периодизация
- Акселерация
- Неравномерность развития
- Для кого закон не писан
- Рождение стихотворения
- Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп
- Учет индивидуальных особенностей
- Способный, но ленивый
- Литература для самообразования
- Тема 5 цели воспитания Цели воспитания
- Цели воспитания в современной школе
- Задачи воспитания
- Цели воспитания в зарубежной педагогике
- А как на практике?
- Литература для самообразования
- Тема 6 педагогический процесс Педагогический процесс как система
- I I. Заполните пропуски
- Целостность педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- III. Заполните пропуски
- Этапы педагогического процесса
- Литература для самообразования
- Тема 7 педагогические инновации
- Сущность и направленность нововведений
- Учитель гуманизма
- Инновационные учебные заведения
- Имидж учебного заведения
- Оптимизация педагогической системы
- Литература для самообразования
- Тема 8 учитель современной школы Функции учителя
- Завидная должность под солнцем
- Требования к учителю
- Кому идти в учителя
- Профессиональный потенциал педагога
- Свидетельские показания
- Мастерство учителя
- Макаренковские альтернативы
- Мастерство педагогического общения
- Педагогическая квалиметрия
- Оценка труда учителей в сша
- Аттестация учителей
- Экспертиза учебных заведений
- Литература для самообразования
- Часть 2
- Скорбный и героический
- Обучение как многомерное явление
- Продукт процесса обучения
- IV. Заполните пропуски
- Конкретизация целей
- Содержание учебного процесса
- Принципы формирования содержания
- Теории организации содержания образования
- Литература для самообразования
- Тема 2 факторы обучения Дидактические причины и факторы
- Корреляция
- Комплексное влияние факторов
- Иерархия факторов обучения
- Кривые обучения
- Литература для самообразования
- Тема 3 мотивация учения Мотивы - движущие силы познания
- Теория потребностей а. Маслоу
- Изучение и формирование мотивов
- Часть 1
- Кто зачем учится?
- Но вернемся к мотивам
- Как бороться со скукой
- Стимулирование учения
- Отвергнутый бихевиоризм
- Правила: думайте о том, чего хочет учащийся
- Стимулирование педагога
- Правила: игрушки управляют миром
- Стимулирование педагога
- Описание методики
- Правильные ответы
- Литература для самообразования
- Тема 4 закономерности обучения История проблемы
- Классификация закономерностей обучения
- Конкретные закономерности обучения
- Кибернетические закономерности
- Организационные закономерности
- Содержательно-процессуальные
- Литература для самообразования
- Тема 5 принципы и правила обучения Соотношение принципов и правил
- Система дидактических принципов
- Принцип наглядности обучения
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип связи теории с практикой
- Литература для самообразования
- Тема 6 методы обучения Метод как многомерное явление
- Классификация методов обучения
- Сравнительная эффективность методов обучения
- Сущность и содержание методов обучения
- Спрашивать должен ученик
- Памятка участнику дискуссии
- Выбор методов обучения
- Литература для самообразования
- Тема 7 виды и формы обучения Виды обучения
- Компьютерный урок
- Формы обучения
- Пример конкретизации целей урока
- Типы и структуры уроков
- Поделимся опытом
- Литература для самообразования
- Тема 8 диагностика обучения Диагностика обученности
- Зарубежный опыт контролирования