logo
2

Но вернемся к мотивам

Что думают о них старшеклассники, как они объясняют причины обучения в школе?

У них на ведущее место выдвигаются социальные мотивы, связанные с определением своей роли и места в обществе, выбором жизненного пути. «Я хочу получить среднее образование, чтобы можно было продолжить образование и получить профессию» (9 класс); «Среднее образование мне необходимо и для работы, и для дальнейшего обуче­ния. Я учусь потому, что с хорошими знаниями легко в жизни» (10 класс).

К сожалению, иногда очень поздно, только в старших классах, начинается у многих школьников социальное прозрение, когда трудно и поздно уже что-то исправить. Поезд учебы ушел безвозвратно. «Только сейчас я понял, что учусь для своей будущей жизни и труда. В младших классах я считал, что учусь для родителей и учителей, потому что главным было, - не получать плохих отметок. Это глупости. Нужно иметь знания по всем основам наук, и в школе мы учимся их приобретать, тем более, если хочешь учиться дальше. Попытаюсь поступить в институт, чтобы приобрести специальность инженера-электрика. Тем более, что с физикой у меня все в порядке» (10 класс).

Нельзя не отметить тот факт, что у старшеклассников несколько сужается круг мотивов учения. Социальные мотивы - учусь, чтобы быть полезным обществу, государству, мотивы выбора профессии - учусь, чтобы поступить в институт, приобрести специальность, являются ведущими для большинства молодых людей. Однако и внешнее принуждение, и ситуативные интересы характерны для определенной части старшеклассников. Принуждают родители, привык к товарищам, некуда деваться... Само существование таких мотивов звучит как упрек школе. Нельзя спокойно читать такие строки: «В младших классах я с интересом ходила в школу, учиться мне нравилось, а сейчас все не так. Учение кажется трудным и тяжелым, идти в школу часто совсем не хочется. Единственное, что утешает, - это близкий конец. Конечно, нужно будет учиться дальше, чтобы овладеть специальностью, но это, наверное, совсем другое обучение, чем в школе» (10 класс).

«Зачем вы хотите получить среднее образование?» - это уже вопрос из анкеты для взрослых учащихся, тех, кто посещает немногочисленные теперь вечерние, заочные, дистанционные школы. «Фирма оснащается новыми технологиями, сложными машинами. Поэтому я хочу закончить среднюю школу, а со временем, может, техникум или вуз» (наладчик, 20 лет). «Конечно, сейчас для моей работы хватает и тех 9 классов, которые я окончила. Но в будущем я сомневаюсь, что могу прожить без образования» (работни­ца пекарни, 21 год).

Для большинства обучающихся без отрыва от производства характерны утилитарно-практические интересы. Знания нужны, чтобы занять более высокую должность, повы­сить свой личный престиж, больше получать.

Скучно каждый день выполнять одни и те же операции...

Не хочется отставать от других...

Нужно больше зарабатывать.....

Все это так. Но гораздо сложнее. Когда сотрудники НИИ образования взрослых М. Алексеева и Г. Ивончик занялись изучением мотивов учения работающих, они обнаружили немало противоречий.

Первая группа - «Не хочу», «Достаточно того образования, которое я имею», «Мое личное дело»...

Вторая группа - на словах положительное отношение к повышению уровня образования. На деле - всегда что-нибудь мешает начать учебу именно сейчас. Мотивы внутри этой группы распределились так.

1. Мешают бытовые условия ........................

18,2%

2. Для моей работы это не нужно ....................

17,6%

3. Учиться буду позже ..........................................

14,3%

4. Пугает перерыв в обучении .............................

10,7%

5. Обучение будет поглощать все свободное время

9,4%

6. Образование не влияет на заработок ..........

7,8%

7. Поздно продолжать обучение .....................

6,1%

8. Нежелание учиться .......................................

5,7%

9. Нужно долго учиться .....................................

4,5%

10. Мешают производственные причины ........

3,6%

Мотивы учения таят еще немало секретов. Нет ничего постоянного в изменяющемся мире. Какими они будут в ближайшем будущем, можно только догадываться.