Отвергнутый бихевиоризм
Напомним, что английское слово «behawior» означает «поведение». От этого названия происходит название целого направления научных исследований. Отрицательное отношение к бихевиоризму как «антинаучному» течению западной педагогической психологии прочно укоренилось в сознании русского учительства. Не удивительно, ведь более полувека воевали с ним идеологи от науки, прикладывая свои несуразные классовые мерки к научным выводам и оценивая их значимость исключительно тем, как они согласуются с идеалами социализма и задачами формирования нового человека. Бихевиоризм согласовался плохо, ведь он берет человека таким, каким он есть в реальной жизни. Не во всем, впрочем, оказались правыми и бихевиористы. Более того, с вершины научных достижений современности выявлены крупные недостатки и противоречия их теорий. Но главную сущность человеческого поведения, роль и место в нем стимулирования бихевиористы, без сомнения, ухватили правильно. Убедительное подтверждение дала жизнь: применяя принципы бихевиоризма, бесчисленное множество американских учителей расширили свои педагогические возможности, а многие из них добились выдающихся результатов.
«Пуповина» бихевиористического учения - знаменитая формула «стимул-реакция» (S-R). В предельно упрощенном толковании это означает, что поведение человека (его реакции) обусловлено применяемыми стимулами. Д. Уотсон, популяризовавший идеи бихевиоризма по всему миру, без устали повторял, что правильное стимулирование и особенно положительное подкрепление открывают неограниченные возможности для изменения поведения людей и даже их личностных особенностей. «В основном всюду моя цель, - писал он, - увеличить точные знания о приспособлениях и о стимулах, вызывающих их». В статье «Бихевиоризм», написанной по заказу Большой Советской Энциклопедии, Д. Уотсон уточнил: «Основная задача бихевиоризма, следовательно, в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае - при заданном стимуле (или лучше сказать, ситуации) - бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана». Не поиском ли ответов на те же самые вопросы заняты сегодня тысячи наших педагогов, пытающихся диагностировать и прогнозировать поведение своих учащихся, их реакции на те или иные действия, ситуации, изменения условий. О безуспешности и низкой эффективности попыток, стремлении добиться положительного результата, хорошо известно. Виноват ли бихевиоризм, что реальный обучаемый подчиняется реальным законам?
Американская педагогика приняла бихевиористическую теорию стимулирования и подкрепления. На первый план она выдвинула тот «поведенческий репертуар», приобретаемый в процессе обучения, - знания, умения, навыки, способы мышления, оценки и поведения, - который учащиеся могут реально продемонстрировать. Например:
• прочитав законченный отрывок, в котором намеренно допущены ошибки, учащийся должен определить эти ошибки по крайней мере с девяностопроцентной точностью;
• учащийся должен продемонстрировать умение совершенно безошибочно производить действия сложения с колонкой из десяти трехзначных цифр;
• прочитав «Гамлета», учащийся сможет в письменной форме кратко изложить содержание этого произведения;
• ознакомившись с критериями хорошего рассказа как литературного жанра, учащийся должен дать самостоятельную оценку рассказа Э. По «Колодец и маятник»;
• учащийся может описать, каким образом животные приспосабливаются к окружающей среде;
• самостоятельно поработав в библиотеке, учащийся сможет выступить перед одноклассниками на определенную, заданную тему;
• препарировав лягушку, учащийся сможет определить ее внутренние органы.
Нетрудно заметить, что приведенные цели отличаются конкретностью, которой пока так не хватает нашей школе. Хорошие ответные реакции (знания, умения и т. д.) достигаются путем выбора и применения хорошо продуманных, отвечающих потребностям учащихся, значимых для них стимулов. Пассивное и несамостоятельное освоение содержания обучения в этих условиях исключается. Если обучаемый нерадив, значит, не найден стимул вызова его положительной ответной реакции.
- К студентам
- Часть 1 общие основы
- Тема 1. Предмет и задачи педагогики
- Как контролировать себя
- Возникновение и развитие педагогики
- Учитель русских учителей
- I. Основные категории педагогики
- Педагогическая наука и педагогическая практика
- К.Д. Ушинский
- Л.Н. Толстой
- П.П. Блонский
- Система педагогических наук
- Контрольный тест
- Литература для самообразования
- Тема 2 методы педагогических исследований
- Традиционно-педагогические методы
- Педагогический эксперимент
- Экспериментальная педагогика
- Преданья старины глубокой
- Педагогическое тестирование
- Методы изучения коллективных явлений
- Количественные методы в педагогике
- Литература для самообразования
- Тема 3 общие закономерности развития Процесс развития личности
- Человек - кузнец своего счастья
- Наследственность и развитие
- Людьми родились, но не стали
- Развитие и воспитание
- Гельвеций
- Деятельность как фактор развития
- Диагностика развития
- Тесты с нами
- Литература для самообразования
- Тема 4 возрастные и ивдивидуальные особенности развития Возрастная периодизация
- Акселерация
- Неравномерность развития
- Для кого закон не писан
- Рождение стихотворения
- Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп
- Учет индивидуальных особенностей
- Способный, но ленивый
- Литература для самообразования
- Тема 5 цели воспитания Цели воспитания
- Цели воспитания в современной школе
- Задачи воспитания
- Цели воспитания в зарубежной педагогике
- А как на практике?
- Литература для самообразования
- Тема 6 педагогический процесс Педагогический процесс как система
- I I. Заполните пропуски
- Целостность педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- III. Заполните пропуски
- Этапы педагогического процесса
- Литература для самообразования
- Тема 7 педагогические инновации
- Сущность и направленность нововведений
- Учитель гуманизма
- Инновационные учебные заведения
- Имидж учебного заведения
- Оптимизация педагогической системы
- Литература для самообразования
- Тема 8 учитель современной школы Функции учителя
- Завидная должность под солнцем
- Требования к учителю
- Кому идти в учителя
- Профессиональный потенциал педагога
- Свидетельские показания
- Мастерство учителя
- Макаренковские альтернативы
- Мастерство педагогического общения
- Педагогическая квалиметрия
- Оценка труда учителей в сша
- Аттестация учителей
- Экспертиза учебных заведений
- Литература для самообразования
- Часть 2
- Скорбный и героический
- Обучение как многомерное явление
- Продукт процесса обучения
- IV. Заполните пропуски
- Конкретизация целей
- Содержание учебного процесса
- Принципы формирования содержания
- Теории организации содержания образования
- Литература для самообразования
- Тема 2 факторы обучения Дидактические причины и факторы
- Корреляция
- Комплексное влияние факторов
- Иерархия факторов обучения
- Кривые обучения
- Литература для самообразования
- Тема 3 мотивация учения Мотивы - движущие силы познания
- Теория потребностей а. Маслоу
- Изучение и формирование мотивов
- Часть 1
- Кто зачем учится?
- Но вернемся к мотивам
- Как бороться со скукой
- Стимулирование учения
- Отвергнутый бихевиоризм
- Правила: думайте о том, чего хочет учащийся
- Стимулирование педагога
- Правила: игрушки управляют миром
- Стимулирование педагога
- Описание методики
- Правильные ответы
- Литература для самообразования
- Тема 4 закономерности обучения История проблемы
- Классификация закономерностей обучения
- Конкретные закономерности обучения
- Кибернетические закономерности
- Организационные закономерности
- Содержательно-процессуальные
- Литература для самообразования
- Тема 5 принципы и правила обучения Соотношение принципов и правил
- Система дидактических принципов
- Принцип наглядности обучения
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип связи теории с практикой
- Литература для самообразования
- Тема 6 методы обучения Метод как многомерное явление
- Классификация методов обучения
- Сравнительная эффективность методов обучения
- Сущность и содержание методов обучения
- Спрашивать должен ученик
- Памятка участнику дискуссии
- Выбор методов обучения
- Литература для самообразования
- Тема 7 виды и формы обучения Виды обучения
- Компьютерный урок
- Формы обучения
- Пример конкретизации целей урока
- Типы и структуры уроков
- Поделимся опытом
- Литература для самообразования
- Тема 8 диагностика обучения Диагностика обученности
- Зарубежный опыт контролирования