Завидная должность под солнцем
Сколько помнят себя люди, был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Теплыми лучами учительского сердца согрета наша многострадальная планета. Все светлое в этой жизни от него - бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира.
Только со временем, а потому очень поздно, начинаем мы понимать, что омрачающая в детстве нашу радость «тирания» учителей была направлена нам во благо. Ясно видим - все наши успехи, равно как и неудачи, берут начало от колыбели, над которой стояли два самых близких человека - мать и учитель. Немногие должности на свете посо-перничают с учительской во влиянии на судьбы людей, государств, всего человечества.
«Чти учителя, как Бога», - приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Положение с тех пор несколько изменилось. Учитель стал доступнее, земнее, что ли. Но не изменилось его призвание - сеять разумное, доброе, вечное.
Уже в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя - такое общество. Те государства в истории развития человеческой цивилизации вырывались вперед, где были лучше школы и учителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно: государства хирели, нравы ухудшались. Скромный и незаметный учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным представителем которой он выступает, как тут же поднимает голову и начинает свое разрушительное воздействие невежество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пещерам. Крепись, учитель! Будь мужественным! Тебе не впервой вступать в смертельную схватку с мракобесием, косностью, отсталостью, рутиной. Ты всегда на переднем крае, верный рыцарь Метиды!
Возможно, эти слова покажутся вам несколько высокопарными. Мог бы автор сказать и помягче, поскромнее, что ли. Не согласен! Любые сравнения будут бледными и невыразительными, когда речь идет о людях, заслуги которых перед человечеством нельзя ни измерить, ни переоценить. Разве не благодаря учителям мы познали Вселенную и самих себя? Разве не учитель Циолковский указал людям дорогу в Космос? Разве не Сократ был учителем всего человечества? Или, может быть, это людовики, Ганнибалы, наполеоны, македонские, ленины и сталины вырвали народ из векового невежества? Достаточно в этой связи вспомнить хотя бы свидетельство небезызвестного Бисмарка: «Немецкий народ воспитал немецкий народный учитель». Наши бисмарки так не скажут.
С огромной страстью подчеркнул роль русского учителя в обществе М. Горький: «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича! Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас - это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все вопросы, чтобы мужики признали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него... унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит название инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа...»
Да, все это было. Хорошо, что прошло. Прошло старое и пришло новое не без участия учителей. Среди них были самые великие, самые выдающиеся ученые и мыслители. Достаточно сказать, что в рядах русских учителей мы находим имена выдающихся писателей Державина, Крылова, Гоголя, Толстого, Тургенева, Гончарова, Некрасова и многих других.
Из глубины веков идут требования к учителю. Люди всегда предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя свободным от всех земных недостатков.
В уставе львовской братской школы 1586 г. было записано: «Дидаскап или учитель сея школы мает быти благочестив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ересям, но благочестиво поспешитель, образ благий во всем себе представляющий не в ситцевых добродетелях, да будут и ученицы, яко учитель их».
В самом начале XVII в. сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.
Учителя должны быть образцом: простоты - в пище и одежде, бодрости и трудолюбия - в деятельности, скромности и благонравия - в поведении, искусства разговора и молчания - в речах. А также подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни».
С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее - воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, «что ослабляет дух».
Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал их отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».
«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь еще твердые убеждения. Без них нельзя стать настоящим учителем - воспитателем юношества: «... главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.
I. Какая функция педагога является главной?
1. Оценочная.
2. Организаторская.
3. Планирования.
4. Целеполагания.
5. Управления.
II. Некоторые функции педагога названы неправильно. Найдите их.
1. Аналитическая. | 11. Управления. |
2. Целеполагания. | 12. Наказания. |
3. Выделения. | 13. Информационная. |
4. Диагностическая. | 14. Поощрения. |
5. Дифференциации. | 15. Организаторская. |
6. Программирования. | 16. Систематизации. |
7. Прогностическая. | 17. Оценочная. |
8. Проективная. | 18. Ранжирования. |
9. Общения. | 19. Контрольная. |
10. Планирования. | 20. Коррекционная. |
III. Верно или неверно?
1. Общение - это тоже функция педагога. Ему приходится постоянно общаться с учащимися.
2. Общение - естественная человеческая потребность. Оно не может быть служебной функцией.
3. Общение - не функция. Общение - естественный процесс взаимодействия учителя с учащимся.
4. Общение принадлежит к числу важнейших педагогических умений, а потому является функцией.
5. Овладевая общением, придавайте ему функциональную направленность.
- К студентам
- Часть 1 общие основы
- Тема 1. Предмет и задачи педагогики
- Как контролировать себя
- Возникновение и развитие педагогики
- Учитель русских учителей
- I. Основные категории педагогики
- Педагогическая наука и педагогическая практика
- К.Д. Ушинский
- Л.Н. Толстой
- П.П. Блонский
- Система педагогических наук
- Контрольный тест
- Литература для самообразования
- Тема 2 методы педагогических исследований
- Традиционно-педагогические методы
- Педагогический эксперимент
- Экспериментальная педагогика
- Преданья старины глубокой
- Педагогическое тестирование
- Методы изучения коллективных явлений
- Количественные методы в педагогике
- Литература для самообразования
- Тема 3 общие закономерности развития Процесс развития личности
- Человек - кузнец своего счастья
- Наследственность и развитие
- Людьми родились, но не стали
- Развитие и воспитание
- Гельвеций
- Деятельность как фактор развития
- Диагностика развития
- Тесты с нами
- Литература для самообразования
- Тема 4 возрастные и ивдивидуальные особенности развития Возрастная периодизация
- Акселерация
- Неравномерность развития
- Для кого закон не писан
- Рождение стихотворения
- Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп
- Учет индивидуальных особенностей
- Способный, но ленивый
- Литература для самообразования
- Тема 5 цели воспитания Цели воспитания
- Цели воспитания в современной школе
- Задачи воспитания
- Цели воспитания в зарубежной педагогике
- А как на практике?
- Литература для самообразования
- Тема 6 педагогический процесс Педагогический процесс как система
- I I. Заполните пропуски
- Целостность педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- III. Заполните пропуски
- Этапы педагогического процесса
- Литература для самообразования
- Тема 7 педагогические инновации
- Сущность и направленность нововведений
- Учитель гуманизма
- Инновационные учебные заведения
- Имидж учебного заведения
- Оптимизация педагогической системы
- Литература для самообразования
- Тема 8 учитель современной школы Функции учителя
- Завидная должность под солнцем
- Требования к учителю
- Кому идти в учителя
- Профессиональный потенциал педагога
- Свидетельские показания
- Мастерство учителя
- Макаренковские альтернативы
- Мастерство педагогического общения
- Педагогическая квалиметрия
- Оценка труда учителей в сша
- Аттестация учителей
- Экспертиза учебных заведений
- Литература для самообразования
- Часть 2
- Скорбный и героический
- Обучение как многомерное явление
- Продукт процесса обучения
- IV. Заполните пропуски
- Конкретизация целей
- Содержание учебного процесса
- Принципы формирования содержания
- Теории организации содержания образования
- Литература для самообразования
- Тема 2 факторы обучения Дидактические причины и факторы
- Корреляция
- Комплексное влияние факторов
- Иерархия факторов обучения
- Кривые обучения
- Литература для самообразования
- Тема 3 мотивация учения Мотивы - движущие силы познания
- Теория потребностей а. Маслоу
- Изучение и формирование мотивов
- Часть 1
- Кто зачем учится?
- Но вернемся к мотивам
- Как бороться со скукой
- Стимулирование учения
- Отвергнутый бихевиоризм
- Правила: думайте о том, чего хочет учащийся
- Стимулирование педагога
- Правила: игрушки управляют миром
- Стимулирование педагога
- Описание методики
- Правильные ответы
- Литература для самообразования
- Тема 4 закономерности обучения История проблемы
- Классификация закономерностей обучения
- Конкретные закономерности обучения
- Кибернетические закономерности
- Организационные закономерности
- Содержательно-процессуальные
- Литература для самообразования
- Тема 5 принципы и правила обучения Соотношение принципов и правил
- Система дидактических принципов
- Принцип наглядности обучения
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип связи теории с практикой
- Литература для самообразования
- Тема 6 методы обучения Метод как многомерное явление
- Классификация методов обучения
- Сравнительная эффективность методов обучения
- Сущность и содержание методов обучения
- Спрашивать должен ученик
- Памятка участнику дискуссии
- Выбор методов обучения
- Литература для самообразования
- Тема 7 виды и формы обучения Виды обучения
- Компьютерный урок
- Формы обучения
- Пример конкретизации целей урока
- Типы и структуры уроков
- Поделимся опытом
- Литература для самообразования
- Тема 8 диагностика обучения Диагностика обученности
- Зарубежный опыт контролирования