35. Социальная ситуация развития дошкольника
К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окр. его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.
Согласно Д.Б. Эльконину, дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый человек здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.
Как подчеркивал, Д.Б. Эльконин , социальная ситуация развития обязательно включает в себя некоторое противоречие( которое и является движущей силой развития психики) и специфическое для данного возраста общение.
По мнению Эльконина у ребенка есть очень важное противоречие, которое наиболее ярко проявляется в дошкольном периоде развития. Маленький ребенок, с одной стороны, хочет жить совместной жизнью со взрослыми, а с другой – он хочет быть самостоятельным.
Дети дошкольного возраста впервые в онтогенезе начинают общаться с другими детьми. Взаимодействие может быть нескольких видов: взаимодополнительное (один лечит, другой лечится). Вместе с тем они могут общаться и на равных.
Если попытаться представить логику общения дошкольника со сверстниками, то можно сказать, что она протекает от деятельности рядом к некоторому соревнованию. В дошкольном возрасте возникает и развивается новая форма общения со взрослыми – общение на познавательные темы, которое сначала вплетено в совместную со взрослым предметно – манипулятивную деятельность, а к концу 5 – го года жизни приобретает вид «теоретического» общения.
На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка прежде всего участником практической деятельности. К 5-ти годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками, ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникационные умения. Общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я».
Самооценка ребенка, как правило, завышена, что для маленького ребенка характерно, и является своеобразным механизмом «личностной защиты».
Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения – внеситуативное – личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 30. Проблема формирования мотивов учебной деятельности на разных ступенях онтогенеза
- 31. Воспитание как процесс формирования личности
- 32. Основные принципы и закономерности воспитания
- 34. Воспитание личности на различных ступенях онтогенеза
- Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста
- 35. Социальная ситуация развития дошкольника
- 36. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
- 37. Личностно – ориентированный подход как основа образования дошкольника.
- Принцип вариативности
- Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия
- Принцип приоритетного старта
- 38. Понятие готовности к учебной деятельности в школе.
- 41. Особенности межличностных отношений мл. Школьников с учителем, сверстниками, родителями.
- 42. Подросток как субъект уч. Деятельности.
- 43. Ведущие мотивы учения подростков
- 44. Проблема выбора профессии в старших классах
- 45. Психологическая характеристика студенческого возраста