logo
пед психология ответы 30-45

35. Социальная ситуация развития дошкольника

К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окр. его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.

Согласно Д.Б. Эльконину, дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый человек здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений. В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Как подчеркивал, Д.Б. Эльконин , социальная ситуация развития обязательно включает в себя некоторое противоречие( которое и является движущей силой развития психики) и специфическое для данного возраста общение.

По мнению Эльконина у ребенка есть очень важное противоречие, которое наиболее ярко проявляется в дошкольном периоде развития. Маленький ребенок, с одной стороны, хочет жить совместной жизнью со взрослыми, а с другой – он хочет быть самостоятельным.

Дети дошкольного возраста впервые в онтогенезе начинают общаться с другими детьми. Взаимодействие может быть нескольких видов: взаимодополнительное (один лечит, другой лечится). Вместе с тем они могут общаться и на равных.

Если попытаться представить логику общения дошкольника со сверстниками, то можно сказать, что она протекает от деятельности рядом к некоторому соревнованию. В дошкольном возрасте возникает и развивается новая форма общения со взрослыми – общение на познавательные темы, которое сначала вплетено в совместную со взрослым предметно – манипулятивную деятельность, а к концу 5 – го года жизни приобретает вид «теоретического» общения.

На четвертом году жизни ровесник остается для ребенка прежде всего участником практической деятельности. К 5-ти годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками, ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникационные умения. Общение со взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я».

Самооценка ребенка, как правило, завышена, что для маленького ребенка характерно, и является своеобразным механизмом «личностной защиты».

Под влиянием взрослого у ребенка возникает новая форма общения – внеситуативное – личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4