logo
пед психология ответы 30-45

43. Ведущие мотивы учения подростков

Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие ему. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

- "потребность во взрослости" - нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

- общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

- потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность, оценить себя;

- стремление подростка к самостоятельности;

- расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;

- возрастание определенности и устойчивости интересов;

- развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества (музыка, литература, техника).

Негативные особенности мотивации подростка:

- незрелость оценок подростком самого себя и другого человека;

- проявление внешнего безразличия к мнению других;

- отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности;

- неустойчивость интересов, их смена, чередование;

- осознанность положительных мотивов учения и неосознанность отрицательных.

Чем же характеризуются процессы целеобразования в среднем школьном возрасте? Упрочиваются умения произвольной организации своей учебной работы. Целеполагание подростка характеризуется следующими особенностями:

- может самостоятельно ставить цели и планировать свою работу;

- умеет наметить для себя самостоятельную иерархию целей, определить последовательность их достижения;

- умеет ставить гибкие цели, изменять их в соответствии с условиями;

- формируется привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение.

Способность подростка к реализации целей проявляется неравномерно в разных учебных предметах и в различных видах деятельности. Активность подростка в постановке целей опережает развитие умения их реализации и достижения, что создает нередко трудные ситуации в жизни подростка, стремящегося ставить "взрослые" цели, но не умеющего контролировать себя при их реализации.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4