Тенденции развития профессионального образования в современном обществе
Система профессионального образования, ее структура и роль в современном обществе
Профессиональное образование представляет собой важнейшую сферу в образовательной системе любого государства, поскольку направлено на подготовку специалистов начальной, средней и высшей квалификации для различных отраслей экономики.
Основные цели и задачи отечественного профессионального образования определены в Национальной доктрине образования Российской Федерации:
подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов;
развитие открытого образования и использование новых информационных технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни человека;
преемственность уровней и ступеней образования.
Современная система отечественного профессионального образования приняла вектор развития как системы непрерывного многоуровневого образования. На Европейском саммите, прошедшем в Лиссабоне в 2000 году, был принят меморандум непрерывного образования, главная мысль которого была выражена в тезисе - «учение длиною в жизнь».
По двум основным причинам непрерывному образованию придается сегодня столь огромное значение:
- во-первых, информация, знания и мотивация к их постоянному обновлению становятся решающим фактором развития общества,
- во-вторых, требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства являются мощным мотивом для образования граждан. Потребность в непрерывном пополнении и обновлении профессиональных знаний обусловлена темпами научно-технического прогресса, переходом к информационному этапу развития общества. В настоящее время наблюдается значительное снижение потребности в неквалифицированном труде, а большинство рабочих видов деятельности усложняются.
Высокие требования к профессиональным качествам специалистов на современном этапе определяются следующими факторами – высоким уровнем технологичности процессов и применением новейших методологических подходов, обусловленных результатами научных исследований в различных отраслях хозяйственной деятельности. При этом наблюдается сокращение циклов создания большинства научных разработок и исследований и интенсивное устаревание знаний, приобретенных специалистами в профессиональных образовательных учреждениях. По мнению ведущего специалиста Европейского института образования и социальной политики В. Цериха: «…инженерные знания устаревают уже через три года. Скорость изменения в технологиях, возрастающая сложность продуктов и процессов их создания, сокращение времени внедрения, наконец, необходимость в совершенствовании знаний специалистов – вот причины, приводящие к тому, что непрерывное образование приобретает стратегическое значение…».
Считается, что современное профессиональное образование в России должно быть ориентировано на будущее, на условия профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник вуза через 5-7 лет после его окончания, т.е. на условия «информационного общества». Успешность профессиональной карьеры личности в современном обществе напрямую зависит от непрерывного образования в течение всей его профессиональной деятельности.
Происходящие в мире процессы глобализации связаны с идеей свободного мирового рынка, глобальной массовой культурой и мировым информационным сообществом. Интернациональные предприятия действуют на глобальном товарном и финансовом рынке на основе высоких информационных технологий, а труд конкурирует на глобальном рынке труда. Все развитие человечества определяется сегодня тремя фундаментальными процессами:
развитием новых технологий, в первую очередь информационных,
глобализацией,
конкуренцией.
Россия активно участвует в процессах глобализации мирового хозяйства. Так, стремление к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и подписание Болонской декларации о едином Европейском образовательном пространстве – это реальные шаги по вливанию Российской Федерации в мировое сообщество.
Однако, как известно, от уровня развития экономики страны зависит ее роль в мировом сообществе. При этом уровень развития современных технологий в каждой стране зависит от интеллектуального потенциала общества и уровня развития системы непрерывного образования в стране. Если не добиться высокого уровня развития системы непрерывного образования, Россия может превратиться в сырьевую периферию мирового сообщества. Таким образом, с одной стороны, можно говорить о непрерывном профессиональном образовании как условии успешной профессиональной деятельности личности, с другой стороны, развитие непрерывного образования является необходимым фактором, влияющим на экономический уровень развития России и ее роли в мировом сообществе.
В современной научной литературе дается определение непрерывного образования, как процесса роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов.
Обеспечение преемственности уровней образования – главное условие непрерывности образования. В свою очередь, в законе РФ «Об образовании» дается понятие системы образования, как совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ и стандартов; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.
Основные направления развития системы непрерывного образования в России изложены в важнейших государственных документах - Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года и Федеральной программе развития образования. В частности, в них определены основные задачи развития и модернизации всех ступеней непрерывного профессионального образования:
структурная и институциональная перестройка профессионального образования,
оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции среднего и высшего профессионального образования,
обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;
формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение для этих целей ведущих ученых России,
обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования;
прогнозирование потребностей рынка труда и содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений.
Важнейшими инструментами реформирования системы профессионального образования ученые называют следующие:
переход к 12-летнему школьному образованию;
государственные именные финансовые обязательства («подушевое» финансирование);
использование в учебном процессе зачетных единиц и переход к двухступенчатому высшему образованию с постепенным отказом от одноступенчатой квалификации «дипломированный специалист».
- Учебно-методический комплекс
- Основание Уч. План по программе профессиональной подготовке преподавателя
- Курс лекций по дисциплине
- «Методика преподавания экономических дисциплин»
- Лекция 1
- Тенденции развития профессионального образования в современном обществе
- Болонский процесс в системе реформирования российского образования
- 1) Теоретико-познавательный:
- 2) Инструментально-практический:
- Лекция 4. Организационные формы обучения в системе профессионального образования Краткие сведения из истории развития организационных форм обучения
- Развитие лекционной формы обучения в современной дидактике высшей школы
- Практические занятия в высшей школе
- Лабораторные работы в высшей школе
- Семинарские занятия в высшей школе. Семинар как взаимодействие и общение участников
- Преподаватель
- Лекция 5 самостоятельная работа студентов
- Лекция 6. Основы педагогического контроля в системе профессионального образования
- Виды и формы педагогического контроля
- Оценка как результат педагогического контроля
- Лекция 7. Характеристика современных форм педагогического контроля Тестирование
- I. Закрытая форма.
- II. Открытая форма.
- III. Задания на соответствие.
- IV. Задания на установление правильной последовательности.
- Лекция 8. Рейтинговая система контроля
- Лекция 9. Современные средства обучения в системе профессионального обучения Понятие и классификация средств обучения
- 5.2. Методика применения средств обучения
- Медиаобразование
- Учебные компакт-диски
- Электронный учебник
- Образовательный веб-сайт
- Методические указания к выполнению рефератной работы по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин»
- 1. Общие сведения о реферате и его выполнении
- Примерная тематика рефератной работы
- Рекомендуемая литература
- Тестовые задания по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин»
- Деловая игра